Признаюсь, что я не такой уж и любитель мелодрам. Но «Дневник памяти» (англ.The Notebook), снятый ещё в далёком 2004 году, не просто мелодрама. Несмотря на некоторую фантастичность, это и не сказка, а просто история большой любви, трогающая до глубины души. Слоган фильма гласит: «За каждой большой любовью стоит большая история» (Behind every great love is a great story). Картина снята по книге, которая стала бестселлером в первые же недели продаж в 1996 году.
Скажу сразу, что сюжет не новый. Своенравная красавица из богатой семьи и обаятельный юноша из бедной. О любви молодых людей из разных социальных слоёв написано ох как много книг и снято не меньше фильмов. Но «Дневник памяти» выделяется композицией. Начинается всё с того, что в доме престарелых (потом окажется, что не такой уж это и дом престарелых, а больница) пожилой мужчина читает пожилой красивой женщине историю из рукописного дневника. Она о любви двух молодых людей, со всеми испытаниями, вроде несогласия матери со стороны Элли (так зовут девушку) и «бесперспективного» будущего Ноя (так зовут юношу). Она о том, как судьба их разводит, а потом снова сводит, чтобы Элли сделала свой выбор. Пожилой мужчина читает этот дневник с перерывами, ведь больничный режим есть больничный режим. Но даже к самому нечуткому зрителю в конце приходит осознание того, что эти старички и есть Ной и Элли.
«Дневник памяти» заканчивается на… Вот тут кому как. Концовка нестандартная, одни расценят её как хорошую, другие (вроде меня, например) расплачутся под конец. А какая именно - пока говорить не буду. Пусть нарастают тайна и ожидание. Да, Элли выбрала Ноя. Да, можно было бы ставить красивую точку на «жили они долго и счастливо», но тут вмешивается болезнь Альцгеймера и Элли с возрастом начинает всё забывать. Потому «Дневник памяти» - рукопись Элли, которую она написала для Ноя, чтобы ему удавалось её «возвращать». Ремиссии длятся минут пять.
До последней минуты я - человек, не сведущий в медицине, - ждала, что Элли вылечится. Что любовь совершит чудо. И она, представьте, его совершает!
В этом фильме есть почти сказочные моменты, когда Ной катает Элли на лодке, плывущей по воде, цветом и волнами подобной складкам дикого шёлка. Есть интимные моменты, однако они лишены всякого намёка на пошлость. И, конечно, моменты, столь трогательные, когда эмоциональное напряжение у особенно чувствительных натур выражается слезами.
Хороший фильм - не только тот, который хочется пересмотреть (как одному, так и с тем (той), к кому вы неравнодушны), но и тот, который оставляет в памяти эмоциональный снимок. Как от фотоаппарата. Такой снимок может тускнеть со временем, через несколько лет вы можете даже забыть имена героев и сюжет, но эмоции, которые вы получили, - такое не забывается. У меня остался весьма яркий, детализованный снимок от «Дневника памяти», надеюсь, он останется и у вас.