Закон сырой. Противоречивый. Написан тайно от рабочей группы, тайно от самих добровольцев.
В части своих положений противоречит действующему законодательству. В частности, как это ни смешно, печально известному «ФЗ№100 «О добровольной пожарной охране».
Во всех своих положениях, касающихся помощи добровольцам и развития добровольчества он либо носит рекомендательный характер (не является собственно законом), либо дублирует действующие нормы. Он не вносит НИЧЕГО полезного, сверх того, что работает в законодательстве сейчас.
Кроме этого, в законе есть две нормы, ограничивающие волонтеров и организации, им помогающие, относительно современного положения дел
Во-первых запрещается оказывать волонтерскую помощь общественным объединениям и ассоциациям. Что резко ухудшит ситуацию с некоторыми фондами, например. Не всегда помощь направлена на конкретных благополучателей. Иногда нужно помогать организации. С рассылками. С доставкой подарков или лекарств (это ведь экономия средств фонда, значит, он является благополучателем). С ремонтом техники, с уборкой помещений… Да мало ли какую помощь добровольцы оказывают разным фондам, приютам, общественным организациям. Уж тем более всевозможные акции и выступления...
Во-вторых, следующее требование закона: «Привлекать добровольцев (волонтеров) к выполнению опасных видов работ имеет право только организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, являющийся органом государственной власти. В этом случае организатор добровольческой (волонтерской) деятельности обязан застраховать жизнь и здоровье добровольцев (волонтеров) в порядке и на условиях, установленных законодательством для обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих.»
Фактически, это прямой запрет на участие в работах, связанных с тушением пожаров, с поиском людей, с спасательными работами при ЧС под руководством кого-либо, кроме представителей госструктур. То есть запрет для общественных и некоммерческих организаций заниматься организацией (обучением, компенсацией расходов, страхованием) добровольческой деятельности в тех сферах, где помощь добровольцев особенно важна. И где особенно важно иметь возможность оказывать помощь быстро, квалифицированно, не дожидаясь срабатывания инертных государственных механизмов. Там, где особенно важно свидетельствовать и обеспечивать общественный контроль.
Предполагаю, что весь закон, собственно и написан не столько под олимпиаду и распил денег на ведение реестров, но и, в немалой степени, для того, чтобы ограничить возможности самоорганизации и общественного контроля в тех сферах, где государство особенно явно не справляется со своими функциями.
Немного истории.
Спитакское землетрясение. В результате землетрясения были полностью разрушены город Спитак и 58 сёл; частично разрушены города Ленинакан (ныне Гюмри), Степанаван, Кировакан (ныне Ванадзор) и ещё более 300 населённых пунктов.. Погибли по меньшей мере 25 тысяч человек, 514 тысяч человек остались без крова.
Тогда молодой партийный функционер С. Шойгу вместе с другими добровольцами помогал разгребать завалы и ликвидировать последствия трагедии.
И тогда как никогда было понятно, что государство не в состоянии справиться с происшествиями такого масштаба. И не способно быстро наращивать силы там, где это необходимо. Именно после этих событий и во многом благодаря им, возникла идея организовать службу спасения взамен малоэффективной системы Гражданской обороны СССР. Спитакские добровольцы составили костяк Российского корпуса спасателей, созданного через несколько месяцев после землетрясения. Постепенно это трансформировалось в современное МЧС. Напоминает сказку «Убить дракона».
Из более поздних времен.
Сразу отмечу, что все описанные добровольческие группы действуют под руководством самих добровольцев или сотрудников общественных организаций. К их созданию и функционированию госструктуры не имеют прямого отношения. Все они знакомы мне лично, и я могу подтвердить высокую эффективность их действий.
С 2000 года Дружина охраны природы МГУ начинает противопожарную работу по охране территории «Журавлиной родины». С 2000 по 2012 год потушено более 500 пожаров. В том числе лесные и торфяные пожары, пожары в населенных пунктах. Особенно запомнились пожары 2002 года, когда роль добровольцев была решающей на многих пожарах в Подмосковье. С этого же периода в работе по тушению пожаров и по противопожарной агитации принимают участие добровольцы Гринпис России.
2003 год - начало самостоятельной работы по защите от пожаров в Ленинградской области и Карелии Общества добровольных лесных пожарных. В последующие годы ОДЛП полностью взяло на себя защиту огромной территории на севере Ладожского озера.
С 2008 года организовано Общественное аварийно-спасательное формирование - ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД «ЭКСТРЕМУМ». Это объединение наиболее активных и подготовленных добровольных спасателей. На настоящий момент в отряд входит более 50 подготовленных спасателей, ежегодно по настоящее время проводятся работы по поиску потерявшихся в лесу людей, помощь в тушении пожаров, ликвидации ЧС.
Весна 2010 года. С ранней весны от Каспийского до Балтийского моря едет (с тушением пожаров и проведением публичных мероприятий) противопожарная экспедиция Гринпис. Для добровольцев уже очевидна неизбежность пожарной катастрофы. С мая 2010 года добровольцы пытаются тушить катастрофические пожары. Но им не удается добиться признания масштабов пожаров органами власти. В результате вранья и бездействия властей к моменту наступления засухи остановить катастрофу уже невозможно. С конца июля в результате сильнейшего задымления Москвы и многочисленных жертв, множество людей начинают участвовать в добровольческом движении. Пожары к этому времени действуют по всей центральной России. Десятки тысяч добровольцев закупают оборудование. Собирают и перевозят гуманитарную помощь, тушат пожары, защищают населенные пункты.
Осень 2010г. - катастрофические пожары в Волгоградской области. Силами добровольцев самостоятельно тушатся степные пожары, угрожающие населенным пунктам. Обеспечивается доставка гуманитарной помощи.
2010 год, осень. Поиски Лизы Фомкиной и ее тети. На фоне трагической развязки возникновение поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», развитие «поискового» движения, возникновение многочисленных отрядов, групп, объединений.
2011-2012 год - силами добровольцев в весенний период тушатся самостоятельно многочисленные пожары в Астраханской и Волгоградской областях. Позже силами добровольцев обнаруживается на ранних стадиях подавляющее большинство торфяных пожаров в Центральной России. В большинстве случаев добровольцы помогают в тушении. По каждому случаю информация доводится до органов власти, но первыми прибывают на места пожаров именно добровольцы.
В это же время на Алтае (под руководством общественной организации - Геблеровского экологического общества) силами добровольцев тушатся пожары на наиболее ценных природных территориях.
2012 год - трагедия в Крымске. До нормальной организации помощи государственными службами на место прибывают для оказания помощи добровольцы, везущие питьевую воду, гуманитарную помощь, генераторы, помогающие искать пропавших людей, расчищать дома.
Заметьте, НИ в ОДНОЙ из перечисленных историй государственные органы не являлись организаторами деятельности и не запрашивали сами помощь добровольцев.
Действия государства.
В ответ на события 2010 года принят ФЗ№100 «О добровольной пожарной охране». Закон, по которому создать живую и нормально функционирующую добровольческую структуру практически невозможно. Закон, который не действует в полной мере, поскольку требует дополнительных нормативов, которые не разработаны и не приняты.
Во исполнение этого мертворожденного закона и поручений, данных в связи с ним, создается «на бумаге» армия из почти миллиона «добровольных пожарных», которых никто не видел. В добровольцы записывают сотрудников пожарной охраны, их семьи, работников администраций. В отчетах требуют указать количество инструментов в духовых оркестрах добровольных пожарных команд.
Реальные добровольцы вынуждены пользоваться имеющимися нормами в законодательстве, позволяющими им (теперь уже без права называть себя, например, «добровольными пожарными»), обосновывают свои права все-таки помогать бороться с пожарами. Общественные организации, помогающие осуществлять эту работу применяют положения законов «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности» и, невзирая на ФЗ№100, продолжают бороться с пожарами. В том числе, компенсируют расходы добровольцев на страхование, питание, проезд, проживание, средства индивидуальной защиты. Отношения с добровольцами оформляются договорами, определяющими взаимные обязательства, соблюдение техники безопасности, дисциплины.
В случае принятия в предложенном виде закона «О волонтерстве» те волонтерские группы, которые собираются продолжать участие в борьбе с огнем, в поисках детей, в ликвидации последствий ЧС, окажутся, по сути, отброшенными назад к началу 2000 годов. Им никто не запретит помогать людям. Но они не смогут получать помощь от фондов, общественных организаций. Им придется самим искать средства на страхование и добиваться лично от страховых кампаний составления таких договоров, которые будут действовать с учетом специфических рисков. Придется отказаться от использования транспорта, специальных средств, раций, оборудования, купленного общественными организациями.
И им будет гораздо труднее свидетельствовать, давать правдивую информацию с мест, осуществлять общественный контроль.
Повторюсь, вероятно, это и есть одна из основных целей этого закона.
Если убрать из него оба пункта о которых я тут написал, закон совершенно точно можно не принимать вовсе, т.к. никаких других предложений, не предусмотренных действующим законодательством, он не содержит.
Помогать и развивать добровольчество и сейчас ничто не мешает. .