Я понимаю, что уже всех достала Джонни Кэшем, почти как наркоман Эдди Дин из "Темной башни", но не могу не делиться.
Я решила, что надо попробовать послушать его и Джун ранние альбомы - и поняла, что слушать их невозможно скучно. Приглаженный звук, легковесные аранжировки 50-х плюс плохая сохранность, увы убивают львиную долю очарования от голосов обоих. А вот, начиная примерно с середины 60-х до середины 90-х - настоящее золотое тридцатилетие. Качество записи позволяет наслаждаться обертонами и мелодическими переходами, записываются самые лучших совместных альбома - знаковый концерт в тюрьме Фолсом и концерт в Сан-Квентине, и альбом дуэтов в 1975 г., а еще трехлетнее совместное музыкальное шоу на телевидении, некоторые записи которого тоже выложены в интернет в хорошем качестве. Финалом этого стал записанный в 90-е альбом Unhearted, где есть и голос Джун - возможность послушать обоих, когда голоса еще достаточно молоды, а качество уже современное.
Увы, к концу 90-х - началу нулевых - возраст взял свое и голоса сдали. Это не значит, что альбомы стали хуже - но они стали другими. Про серию American Recordings - поздний расцвет творчества Кэша, два последних альбома для которой он записал в три с лишним месяца своего недолгого вдовства - я уже писала, повторяться не буду.
Интересная история произошла и со сценическими образами обоих. Джонни как надел в пятидесятые черный пиджак, так и ходил в нем до конца жизни, разве что прическа менялась в соответствии с модой десятилетия и возрастом, а вот эволюция Джун оказалась заметнее и ярче. Ее юность пришлась на 50-е - и она со своим достаточно высоким для женщины ростом и худощавым с суховатыми немного резкими чертами лицом плохо вписывалась в эстетику new look с кудрями и пышными юбками - и на фотографиях видно, что Джун явно проигрывает своим сестрам в привлекательности. В 60-е с их геометризмом и вавилонами на голове было не лучше. А вот когда начались семидесятые с их модой на естественность и фолк - тут-то она и расцвела, и нашла тот образ, который идеально подошел к ее лицу, и которому уже не изменяла до конца жизни - роскошные волосы, распущенные по плечам (и сохранившиеся до старости), много украшений и длинные многослойные платья из легких струящихся тканей. Конечно, дело было не только в моде - счастливый брак, рождение сына и творческий подъем, думаю, играли не меньшую роль - но факт есть факт, лучше всего Джун Картер стала выглядеть после 40.
В процессе поиска их совместных фотографий, натолкнувших меня на написание поста, мне попался их портрет 2001 года работы Энни Лейбовиц - фактически, последняя совместная фотосессия. Я не могу себя назвать поклонницей этой художницы, хотя она, безусловно ,весьма талантлива - но мне кажется ,что это один из лучших ее портретов. Одна знакомая как-то сказала мне, что в христианском браке самое хорошее появляется на длинной дистанции ,спустя много лет - как в притче о браке в Кане Галилейской, когда хорошее вино подали после плохого. Эта фотография - и есть такое вино. Любовь двух людей, пережившая десятилетия, обстоятельства, тяжелое прошлое, дурные привычки, старость и болезни и все, что только можно пережить - и не превратившаяся в воспоминание, в имитацию, которая едет по инерции на остатках топлива, в бесполую родственную привязанность. И это прекрасно.