Nov 14, 2019 00:09
Сходила на интереснейшую лекцию Николая Эппле о Чарльзе Уильямсе - писателе, поэте, богослове, редакторе, члене кружка Инклингов, вдохновителе Льюиса и просто очень необычном и странном человеке.
Уильямс был, что называется, "качественный еретик" - то есть все его странные богословские выверты основывались не на невежестве, а на глубоком знании богословия и философии, прежде всего, Платона, ну и на собственных духовных исканиях, вполне искренних и глубоких, но, повторюсь, очень странных.
Интересно, что он всю жизнь считал себя верным членом Англиканской церкви при этом. В общем, если совсем тезисно обозначить основные взгляды Уильямса (с которыми я частично согласна через вл. Антония, влияние Уильямса на богословие брака последнего вполне просматривается, хотя, конечно, вряд ли его можно назвать сильным или определяющим):
- духовный опыт переживается как реальный, в т. ч. через мистическую и эзотерическую ритуалистику - Уильямс был всю жизнь практикующим оккультистом;
- романтическое богословие: любовь к женщине как путь богопознания, при этом он был убежден в существовании харизмы "девственного брака", которая была из институционального христианства выдавлена монашеством, но никуда не исчезла; многолетний брак он сочетал с пылкими романами с другими женщинами с оттенками БДСМ под духовным соусом - и все это позволяло его любовницам, скажем так, пережить на практике опыт переживания "царственного священства" (достаточно добавить тут, что Уильямс прямой и почти полный прототип Рэнсома в "Мерзейшей мощи");
- из верности п.1 Уильямс и его, скажем так, ученики, следовали доктрине "взаимопричастности", то есть взаимосвязи всего со всем не только на онтологическом уровне, но и на душевном и физическом, выводили они это (довольно,к слову сказать, логично) из Писания, в частности из фразы ап. Павла "носите бремена друг друга", только понимая это в самом прямом буквальном смысле - например, можно взять на себя чужую боль, страх, страдания и проч.;
- про литературу: главным сюжетом своей жизни Уильямс считал артуровскую легенду и хотел написать собственную артуриану так, как еще никто этот сюжет не переосмыслял; вторым по важности сюжетом была для него "Божественная комедия", которую он опять же переосмыслял как экзистенциальный опыт влюбленного. тот самый путь богопознания через фигуру возлюбленной, о чем есть книга "Фигура Беатриче";
- про влияние на Льюиса и отчасти на Толкина (царство духовное, истинное, и ложное, Британия и Логрис, проникновение эйдосов в реальность и прочее) можно говорить долго, я не готова, но он некоторое был главным генератором идей;
- А вот какие связи углядела уже лично я - сходство некоторых идей в переосмыслении артуровского сюжета с пенталогией Теренса Уайта, который при этом дошел до этого совершенно независимо (очень жаль,что Николай Эппле его не читал, мне вот интересно, как провинциальный школьный учитель доходил до таких же идей, что и оксфордские профессора, варившиеся в гуще интеллектуальной элиты); богопознание и духовный путь через любовь к женщине, которая превращается в идеальную возлюбленную - это, конечно, Роулинг (ну у нее отсылка к Данте самая прямая, это, емнип, у Эппле как раз было в статье о Льюисе); Британия реальная и идеальная, многослойная реальность, в которой оживает и сам Артур, и его королеств и даже сама Британия в образе прекрасной жены - это Диана Уинн-Джонс; вся эта тема с "девственными браками" - это Антония Байетт;
забобоны,
английское,
смертьсекссталин,
литература,
христианство