Aug 03, 2019 22:09
Итак. "Благие знамения" - я буду писать сразу про книгу и про сериал, потому что никакой разницы между ними ,по большому счету нет (хотя некоторые мелкие отличия имеются).
Сразу скажу, что главное слово, которым я бы обозначила свое впечатление - это "разочарование". Ну или "недотянули".
Вообще, конечно, главная проблема БЗ - в том. что они слишком укоренены в своем времени, а это всегда уменьшает масштаб любого произведения, заковывает его в довольно жесткие рамки. Идея позадавать якобы "серьезные" вопросы о Боге и вере в форме пародийного романа об Антихристе и конце света - в целом неплоха, но в итоге вместо мало-мальски интересного разговора на заданную тему (как было в злой, но по крайней мере серьезной "Догме" или как в по-настоящему смешном и добром "Армагеддце") получился набор подростковых смехуечков. Типа, мы написали слово из трех букв на церковной стене и помочились в чашу для святой воды у входа, ащ-ащ-ащ какие мы атеисты, смотрите на нас!
При этом я не хочу книгу безоговорочно ругать - если отвлечься от проблематики и недостатков чисто литературного характера (избыточность описаний, много не очень смешных шуток, вялое развитие действия, совершенно размазанный и драматургически провальный финал) - получилось очень неплохое "городское фэнтези". Оба главных героя - ангел Азирафаэль, которому в этой жизни для счастья достаточно вкусных блинчиков и собирательства книг, и демон Кроули, который втайне жалеет, что в свое время связался не с той компанией - и просто любит все живое (правда, иногда его любовь выражается в довольно странной форме) - получились каждый по-своему обаятельными и интересными. И оба - в противовес "начальству" - не хотят конца света и хотят всеми силами его предотвратить. Также очень симпатичны двое молодых людей ,которых воля судьбы занесла в самый центр Армагеддона - Анафема Деталь, наследница знаменитой пророчицы, которая предсказала все. что должно произойти в самой книге, и Ньютон Пульцифер, наследник ведьмолова ,который когда-то сжег прапрабабку Анафемы как ведьму, и который отличается парадоксальным умением ломать любую технику, к которой прикоснется - и проницательный читатель еще в самом начале догадается, к чему приведет их встреча. а также ,как именно пригодятся таланты обоих в деле предотвращения конца света.
Неплохо получились и образы четырех Всадников Апокалипсиса. Убийственно красивая рыжеволосая Война, холеный стройный Голод, вечно грязная Скверна и самый не-человеческий (и самый пратчеттовский из них, конечно же) - Смерть.
А вот самое слабое место "Знамений" - это собственно Антихрист, а точнее, мальчик по имени Адам Янг, выросший в среднестатистической британской семье в среднестатистической английской деревушке. Интересно, что высмеяв идею Бога (в ее христианской версии), авторы все же не смогли обойтись без идеи спасителя - и вот тут, к сожалению, книга невероятно проседает. Если превращение Адама в монстра еще впечатляет, то обратный процесс и собственно "финальная битва" с Всадниками и эпилог - увы, нет.
Что касается сериала, то он, к сожалению ,представляет из себя почти дословный пересказ книги (с некоторыми добавленными сценами). И ко всем проблемам собственно книги добавилась проблема переноса всего этого на экран. Не помог даже звездный состав - смотреть БЗ безнадежно скучно. Безусловно хорош только Дэвид Теннант в роли Кроули, который в сериале получился более трогательным и человечным ,чем в книге, а вот Азирафаэль, сыгранный Майклом Шином - наоборот, более вялым, трусливым и даже где-то подловатым. Из вставных сцен мне понравилась ровно одна - где Кроули спасает Азирафаэля в церкви, несмотря на то, что ему самому находиться там жутко больно. Не могу не отметить, что сериал в целом - возможно, потому, что сценарий писал один Гейман, без Пратчетта - получился более неприятным и злобным, чем книга.
Итог: если вы не страстный поклонник обоих авторов, то ничего не упустите, не прочитав книгу, а сериал имеет смысл смотреть только ради Теннанта (ну и ради Ньюта и Анафемы).
английское,
кино,
литература