Jun 15, 2017 14:18
ЭТ книгу мне настойчиво рекомендовали почитать, во-первых, критик и переводчица Анастасия Завозова (в своей статье) и, во-вторых, моя подруга hiilda (лично). Первая ее всячески хвалила. превозносила и писала. что это жизнеутверждающее и уютное викторианское чтение, вторая - что это мрачнейшая книга про ад одиночества.
Истина, как всегда, оказалась где-то рядом, точнее сказать - посередине. С одной стороны - да. это уютнейшее во всех смыслах чтение, прекрасно подходящее для холодного осеннего вечера, чашки чая и клетчатого пледа. С другой - таки да, это книга про кошмар одиночества.
Роман Пим относится к разряду добротной, приятной, но негромкой английской литературы второго ряда. Он изобилует бытовыми подробностями, не создавая у читателя ощущения, что тот сейчас увязент в них как в Гримпенской трясине, наоборот. Все эти калориферы, куски говядины, хозяйственные сумки и килотонны чая создают ощущение спасательного плотика в бурном потоке послевоенной лондонской жизни.
Главная героиня, Милдред Лэтбери, незамужняя дочь пастора слегка за тридцать, полдня работает в какой-то скучной конторе, а другие полдня - занимается делами прихода, и вообще, львиная доля повествования крутится вокруг приходской жизни, и тут я едва ли не смахнула светлую слезу узнавания, потому как и реалии, и проблемы совршенно те же, что у нас, разве что без интриги. кто окрутит холостого настоятеля. С одной стороны - у нее вроде как вполне комфортная жизнь, в которой есть друзья, книги, церковь, редкие путешествия, новые шляпки и даже домработница (хотя в целом Милдред живет весьма скромно). С другой - тут-то и кроется если не трагедия, то трагикомедия. Сама Милдред достаточно умна и склонна к рефлексии. чтобы понимать заурядность и общую серость своего образа жизни - в отличие от ее друзей по приходу, например. Она осознает и узость своего кругозора, и круга общения, и даже мыслей, которые крутятся вокруг пережеванных до степени кашицы проблем. С другой стороны - она ничего не делает, чтобы это хоть как-то изменить. Более того - при всей повышенном вниманиии к проблеме собственнного незамужества ( правда. саму Милдред это волнует скорее по привычке) она пугается любых перемен и любых новых людей. выходящих за рамки ее маленького привычного мирка.
Но лияно меня в книге больше всего злило даже не это, а то, как Милдред безропотно позволяет всем на себе ездить, руководствуясь тем, что именно такими видят окружающие старых дев - женщин, у которых нет своей жизни, а значит, их можно без угрызений совести привлечь к решению своих проблем. Этим она мне напомнила библиотекаршу Веру в начале фильма "Влюблен по собственному желанию" - там тоже все коллеги считали в порядке вещей занимать ее время своими делами и проблемами на том основании. что у нее нет мужа и детей.
Если честно, никаких особых выводов после этой книги я не сделала - разве что иногда веду себя похоже на главную героиню. Но получила много удовоольствия от чтения.
английское,
литература