"Идиот", "Театр Мено Фортас", реж. Э. Некрошюс, 26.11.10г.

Dec 02, 2010 02:14




В Киеве 2 дня (26 и 27.11) в помещении театра им. Франко был аншлаг - гастролировал именитый литовский "Театр Мено Фортас", привезя к нам свою премьеру - "Идиот" по Достоевскому. Своего "Идиотуса" Некрошюс поставил не ограничивая себя во времени - спектакль идёт почти 6 часов с 3-мя антрактами (получилось 4 части). :) Но в тоже время не все герои из романа перекочевали на сцену, например, вместо трёх сестёр Епанчиных были только две (старшую Александру, видимо, "соединили" с матерью, хотя характеры и разные). Не было и линии со смертельно больным студентом - Ипполитом, которого по доброте душевной приютил у себя Князь.

Это было моё первое знакомство с творчеством Некрошюса, но я слышала о нём много восторженных отзывов, поэтому шла на спектакль с большим ожиданием. А когда сильно чего-то ждёшь, обычно, всё происходит не так. Так и здесь, "Идиот" Некрошюса не стал 100% моим, не открыл каких-то новых глубин в романе.

Скорее, это спектакль-загадка, вот чего-чего, а разных режиссерских задумок и спрятанных символов хватает. И разгадывать их можно бесконечно, что и неплохо, в принципе. Тут и главная декорация - подвешенные двери (без опоры), и "кладбище детских кроваток" на задворках сцены, и разные предметы (нити, белые лопаты, большое зеркало, белый бинт на голове Настасьи Филипповны и т.д.).
Мне очень понравилось начало: главного героя - князя Мышкина (Даумантас Цюнис) - принесли на носилках и сбросили с них, как бы "вбрасывая" его в новую, незнакомую ему жизнь. Очень красивая сцена с разводкой мостов и бумажными корабликами, опять же с Мышкиным.
Но вообще-то у спектакля было одно 100% попадание для меня - это как раз Цюнис в роли Льва Мышкина. Именно такой и по поведению, и внешне, и по энергетике (даже для моего предпоследнего ряда вполне было достаточно)) должен быть Князь из романа. Добрый, открытый, немного "не от мира сего" юноша.

С другими героями сложнее. В каждом мне чего-то не хватало. В Рогожине - какой-то искры чего-то брутального, животного, страстного (именно такой типаж часто нравится хорошим девочкам)) - у Сальвиюса Трепулиса он слишком интеллигентен.
Главная героиня - Настасья Филипповна (Эльжбиета Латенайте) не дотягивала до образа роковой женщины, хотя и была не плоха.
Интересно, что когда я читала роман, я чётко представляла себе Настасью Филипповну и никак не могла уловить Аглаю - её соперницу. После спектакля я поняла для себя, что это такая "девочка-отличница-красавица" внешне, но бунтарь внутри. И тот внешний образ, что был у Дианы Ганцевскайте (хулиганские афро-косички) - это она, но спрятанная внутри. Мне кажется, что это её свойство не должно было быть на протяжении всего спектакля на поверхности, его лучше было бы припрятать до поры до времени. :)

Не понравилась мне постановка сцены ужина у Настасьи Филипповны - невероятно сильная часть в романе. Очки с красными стёклами, зал-камин - я не особо поняла смысл этого, а момент с увивавшимися за НФ ухажерами-"кобелями" уж совсем был "в лоб".

Ганя (Вайдас Вилюс) получился слишком уж мелким и гаденьким, мне кажется, что в романе в нём больше хорошего, чем было в спектакле. Глубины больше.
Да, удивил меня красавец-актер в роли Фердыщенко (Витаутас Румшас мл.) - совершенно вразрез с моими представлениями об этом персонаже, и внешне, и внутренне. :)

Странно, что несмотря на такую длинную постановку она не слишком подробна, наверное, те, кто не читал роман многого не поняли. К тому же спектакль достаточно строгий, даже аскетичный - и по костюмам, и по декорациям. У меня поначалу возникла ассоциация с "Мастерской П. Фоменко", например, с "Войной и миром". Но у Некрошюса нет "кружев", как у Петра Наумовича - еще одного любителя длинных спектаклей. Но если у Фоменко подробность (внимательность) была в тексте/слове, то у Некрошюса - в донесении до зрителя некоего аллегорического символа той или иной сцены.

P.S. Да, еще в "Идиоте" очень хорошее музыкальное оформление. И через весь спектакль тянется религиозная тема, некое сопоставление образа князя с Христом. Звон церковных колоколов усиливает эффект. В общем, спектакль-загадка, как и было сказано в начале. :)

P.P.S. Перечитала написанное. Весьма сумбурно. Вроде и то, что хотела сказать, и не совсем то. Сложный спектакль - про него так сразу не напишешь, слишком много разных мыслей остается. Но лучше пусть будет так, чем никак. :)

театр, премьера, гастроли

Previous post Next post
Up