1.
Просторный, прозрачный, шумный, потертый, насупленный, на дорогах суетливый, на крышах философствующий, после десяти безалкогольный, после часа разведенный, а в остальном круглосуточный, под бушлат проникающий, Спартак и немцев побеждающий, гастрономически изысканный, геройски голодающий, ветренный, скрепный, завидующий, надменный, петровско-ленинский, имперско-советский, морской и суховатый, красивый, но не на пленку, а в душу.
Два года назад я пообещал себе вернуться в Москву и обещание сдержал. Но на пути перед Москвой стал Питер и украл мое сердце. Я не хотел в Питер. Я смотрел "Брата", я слушал ДДТ, я глядел на фотографии и не понимал, почему в глазах европейца Питер наглухо затмил собой размашистую Москву. Питер оказался и правда не на пленку, а в душу.
2.
3.
4.
Конечно, наши траектории пересеклись лишь вскользь - слишком уж мимолетно для полноценного переплетения. Я все еще не понимаю, почему Петербург - черный пес. Я еще не был здесь зимой или осенью, когда Питер не гладит ласково, а бъет наотмашь. Я передвигался на коже немецкого автопрома от пятизвездочных меток к другим и ни разу не выл от тоски, глядя как ноябрь хлещет дождевой плетью потухший купол Казанского. Но я слушал его истории, пьянствовал с его жителями, пробирался через мрачную podvorotnja и шокирующую paradnaja к себе в квартиру, наливал вино в бутылку из-под минералки и вместе с ней в обнимку разводил мосты, просыпался в пять утра и шел вместе с правоверными на намаз, забирался на крышу и разбирал там питерскую матчасть: все эти стрелки, васьки, пышки...
5.
Съездив после в Москву, я вдруг понял, почему европейцы больше любят именно Питер. Этот город единственный связывает Зимнюю Империю с Европой. Размашистая мещанская Москва им непонятна, а Питер... посмотрите, он же свой!
6.
Каналами он на Гамбург, фасадами на Мюнхен, мостами и серой мастью на Париж, ресторанами на Прагу, загородным дворцом на Сан Суси, целиком может быть на Стокгольм. Не знаю, я там не был. Здесь по-европейски дворцы строили стена к стене, здесь набережную закрыли в граните, здесь золотые шпили готично царапают небо. Здесь веротерпимость и поэтому мечети, синагоги, православные, католические и лютеранские соборы стоят себе без ревности.
7.
8.
9.
10.
11.
Здесь голландские каналы, французские парки, британские фрегаты и колонны, колонны, колонны!
12.
Сто лет назад Россия замкнулась в себе и отодвинулась от Европы, заодно спихнув на провинциальные задворки и свою бывшую столицу, ответственную за кровную близость с европейскими аристократическими домами.
13.
И в этом вся боль покинутого солнцем города. Петербург строился шедевром. По госплану, под строгим имперским надзором, в отличие от купеческого хаоса сами знаете какого города. В огромном историческом центре каждое здание - штучное произведение искусства. По интенсивности пролива прекрасного на голову туриста Петербург приближается к Флоренции. Но если вылизанная Флоренция по-щенячьему восторженно звенит о славе эпохи Возрождения, то Питер чумазым Оливером Твистом насупленно глядит из подворотни. И тот, кто разглядит прекрасное сквозь грязь времен и безотцовщину, сквозь слезы от ледяного ветра на Неве, сквозь леса реконструкции, сквозь мешанину из трамвайных проводов, диких рекламных конструкций и ярких гирлянд дорожных знаков, тот закайфует так, что даже серый дождик, капающий в бутылку из-под минералки, не разбавит в ней сладкий вкус винишка.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
А еще Питер - город очень красивых людей. Здесь же все немного с философинкой (москвич назовет это "с припиздинкой"). Питерец элегантный, но согласно своему внутреннему "я", а не в погоне, как москвич, за статусом. Питер безусловно славянин.
20.
21.
22.
23.
24.
Он гомогенный, он не город мира в отличие от Москвы, но зато иностранцы здесь редкой частью экспаты-торгаши, а все больше туристы, приехавшие не за деньгами, а за красотой и атмосферой.
25.
Питер - город-сова. В отличие от германского жаворонка, просыпающегося до зари для работы, Питер утром в постоянной дреме, чтобы колдовать потом в мистической ночи.
26.
27.
Питерец культурный. Можно судить об этом по вежливым таксистам, а можно по количеству музеев, театров, концертных залов, арт-пространств и прочих заведений, конкурирующих в своем количестве лишь с бесчисленной армией питерских харчевен. И Питеру все равно, что размер желудка, мозга и кошелька ограничен, а ты приезжай тогда почаще, раз в один присест осилить не можешь.
28.
29.
Каждый топоним здесь кричит о славной истории, каждый фасад украшен табличкой о живущем здесь гении.
30.
Почему именно Питер с Москвой я выделяю из бесчисленных посещенных мною городов, всех этих дубаев, сингапуров, парижей и миланов. Конечно Питер объективно не самый лучший и красивый город, но как можно разорвать корни, как можно забыть родство с культурой и языком? Ведь я взращен на литературе, связывающий меня с каждой питерской улицей, с каждым московским переулком. Каждый дорожный указатель здесь отправляет в счастливое детство. Взываю для аналогии наш православный пломбир. Вынужден разочаровать, это нихера не произведение кулинарного искусства и условный Дитмар из Бухольца лишь отметит его нестандартный вкус, но недоеденным выбросит в урну. Другое дело я. Когда я вгрызаюсь зубами в белый шар, я вызываю в голове картинки, где семилетний Морса с торчащими из шорт худыми коленками идет в лобовую с алкашами за право обладать кем-то выброшенной пустой бутылкой, чтобы ее сдать в стеклоприем и на обмен в прохладе универсама купить заветный плод в вафельном стаканчике. А если повезет, то с кофейным вкусом. Вот его забыть никак нельзя, как бы ни старались лучшие итальянские мороженщики.
31.
В отличие от той же Москвы, Петербург чарует меня своей самоиронией. Все эти Спасы-на-картошке, Баклан-Арены, Слезы социализма, мост 16-ти яиц - в каждой подворотне живет своя трагикомедия.
32.
33.
В последние годы на своего балтийского пасынка вновь обратила внимание разжиревшая мачеха с Москвы-реки. С барского плеча она скинула на город Газпром и тот немного разбудил спавший в ржавом классицизме город новой архитектурой. Модный вантовый мост, небоскреб и стадион в форме НЛО появляются на его окраинах и лично я на правах туриста горячо приветствую это нововведение. Балтийская Флоренция конечно прекрасна, но нужен контраст. Лично для меня Лахта-Центр фантастически украсила низкорослый питерский горизонт и я жду не дождусь, когда футуристический кластер Газпрома предстанет во всем своем великолепии. Лично для меня это будет еще один магнит, притягивающий к этому городу.
34.
35.
Это был анонсирующий текст. Чем очаровал меня Питер, я напишу в следующих постах подробней.
36.
37.
В представленном порядке мы распробуем питерскую гастрономию - я ответственно подошел к этой теме.
38.
39.
Мы залезем в берлоги хипстерни и посмотрим, чем живут местные альтернативщики после смерти русского рока.
40.
41.
42.
Слетаем на метеоре в Петергоф и посмотрим, как там сходятся три Вселенные российской провинции, Европы и Поднебесной империи.
43.
44.
Походим по интересным музеям (Эрмитаж оставим на мое семидесятилетие).
45.
Оценим дресс-код петербуржцев.
46.
47.
48.
49.
Поговорим о социальных контрастах.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
Конечно же не оставим без внимания замечательную питерскую архитектуру.
58.
59.
60.
61.
Залезем на крышу.
62.
Завалимся на Рубинштейна - туда спешит каждый москвич, только что сошедший с Сапсана.
63.
И конечно усилим мою коллекцию посещенных стадионов Газпром-Ареной.
64.
Ну и наверняка будет еще куча постов по остаточному принципу, зря я чтоле 15.000 фотографий привез?
65.
66.
И конечно же в следующий раз нужно из уважения к этому городу взять с собой штатив.