Начало здесь. Продолжение тут. А дальше случилось вот что.
Бадам-бадам!
Капли дождя ударяли по листьям деревьев, и стоял шум, как будто неисчислимые стаи духов ударяли в неисчислимое количество барабанов. Все было не так, как должно было быть. Шаман еще не знал, почему так получилось.
Он шел и шел по следам москитов, три дня и три ночи, пока окончательно не потерялся в джунглях, и под утро четвертого дня вышел к странному лонгхаусу, принадлежавшему tew Durhig.
Никогда вы не видели такого лонгхауса: он стоял на шестнадцати красных столбах, у него вовсе не было ни лестницы, ни ничего похожего на вход, и кроваво-красные драконы летели вверх вдоль всех его углов. На его крыше стояло множество бочек. Здесь путь москитов заканчивался.
- Эгей, - сказал себе шаман. - Я в нужном месте. Теперь осталось только узнать, отчего тью так себя ведут.
Он набил листьями свою трубку и раскурил ее, а когда она разгорелась достаточно, вытряхнул ее на кучу листьев возле лонгхауса. Тут же повалил дым. В этом не было ничего магического - если вы сделаете так, получится совершенно то же самое.
А потом закричал, что было сил:
- Огонь! Пожар! Горим! Спасайтесь!
Мокрые листья сильно дымили и щелкали: Бадам-бадам! Бадам-бадам! - как будто сотни гоблинов стучали по дереву.
Тут же из окон повалили тью. Они были очень испуганы и громко пищали. И, когда они все вылетели, из лонгхауса показалась Дуриг Янг Балиу. Иногда ее никак нельзя отличить от обычной женщины, но в этот раз было не так. Волосы были, как пламя вокруг ее головы, и вся она была покрыта кровью, такой свежей, как будто ее только что забрали у какого-нибудь человека.
Увидев шамана и дымящие мокрые листья, она очень рассердилась.
- Ты не смеешь приходить сюда и жечь листья перед моим домом! - закричала она. - Кто ты такой? Мы не знаем тебя!
И остальные тью закричали тоже: «Мы не знаем тебя, человек!»
Они принялись кружить вокруг него, подлетая все ближе и ближе. Их крылья быстро-быстро стучали по воздуху - бадам-бадам!
- Я знаю тебя, Дуриг Янг Балиу, - сказал шаман. - И ты знаешь тех, кто знает меня. Твой дом слишком высок, и нет никакой лестницы, которая вела бы в него. Я не смог бы подняться к тебе со своим подарком, поэтому разжег огонь, чтобы ты сама вышла за ним.
- Подарок? - спросила Дуриг Янг Балиу. - Это хорошая причина прийти ко мне. Какой подарок ты мне принес?
Тогда шаман сел на землю - и она была влажной от дождя, - разложил особые травы, поставил перед собой свой барабан, при помощи которого он давал своим друзьям знать, что они нужны ему, и сказал:
- Себя.
А теперь - небольшое научное отступление от лирической части, необходимое для того, чтобы вам было понятно, что и почему случилось сразу после этого.
Действительно эффективный шаман, подобно его друзьям духам, нуждается в том, чтобы быть bisa’
Однако быть bisa’ опасно, и термин a-bayuh bisa’ обозначает одновременно и помогающего (людям) шамана, и ведьму, которая, при возможности, нападает на людей. Слово bisa’ , также как и (другие) однокоренные малайские слова, обозначает одновременно "могущественный" и "ядовитый/злобный".
Оно используется для обозначения яда, укуса змеи, резкой боли и также, но реже, для описания недоброжелательных духов, из тех, которых шаману трудно контролировать, но которые могут быть очень полезными помощниками в его работе. Могущественный шаман может вытерпеть (это), только если он стоек и честен, и имеет безупречный naseng. Особенно важно иметь эти качества в процессе инициации (или) в то время, когда духи управляют его безумием (mengipin). Он должен пережить все атаки на (способность) контролировать себя и быть достаточно сильным, чтобы установить и поддерживать правильные отношения со своими фамилиарами.
Духи могущественны, импульсивны, опасны, легко обижаются и, при возможности, с огромным удовольствием убивают людей. Шаман без моральной силы не способен сопротивляться своей внутренней потребности стать ведьмой, которая, при подстрекательстве его фамилиаров, нападает на окружающих.
В 1950 никто не был готов объяснить исследователям, почему некоторые шаманы, которые в предыдущие пятьдесят лет часто поддавались своим фамилиарам и (так) привлекли внимание властей, в дальнейшем так не поступали. Кое-кто (из местных), однако, верит, что вещи не склонны значительно меняться.
Вот что (они) сказали:
«Сейчас есть еще могущественные шаманы, a-bayuh bisa’, которые хотят только убивать людей. И без разницы, кто это, - их собственные дети и внуки. Мы провидим, когда они приходят есть нас, они выкрикивают свои имена. Но мы умираем». (Нгаренг бин Луенг и Себели бин Драхман из Медонга)