Френды! Дамы и господа, леди и джентльмены, камрады, товарищи, чуваки и друзья!
Скажите, а есть ли среди вас язычники? Конкретный пантеон в данном случае не принципиален, вопрос обращен и к кельтским язычникам, и к одинистам, и к славянским, и к иным, если таковые здесь окажутся. При этом под язычником я подразумеваю не просто человека, который любит фольклорные фенечки и предметы обихода с соответствующей символикой (знаем-плавали, сама грешна ^_^"), и даже не просто человека, который, возможно, ходит прыгать через костер и пускать по реке венки в приятной дружеской компании, а - человека, который ИСКРЕННЕ верит, что а) в мире, явственно и активно, постоянно присутствует Божественное и б) оно многолико и выражается независимыми друг от друга фигурами, а не Единой Божественной Личностью. Иными словами, кто верующий язычник, тех просят выйти вперед в комменты и поднять там руку. :)
Потому что, честное слово, мне искренне любопытно, бывают ли на свете таковые - и попадаются ли они, если таки бывают, в кругу адекватных людей (в качестве образца которых для нашего виртуального соцопроса я принимаю свою френдленту, ибо оттого и френдз-онли, что нерукоподаваемых не держим-с).
Примечание: да, я человек невоцерковленный, но православный. Да, мой выбор между православием и католичеством был продиктован случаем, но вопрос ренегатства передо мной не стоит и не встанет, ибо, помимо прочих факторов, о которых я не имею желания распространяться в интернете, это также и вопрос верности принятым на себя обязательствам и чести. Да, подавляющее большинство моих друзей и добрых знакомых либо католики (причем достаточно жесткие и убежденные), либо атеисты (есть, конечно, также и представители ислама и иудаизма). Нет, я не имею абсолютно ничего против язычества (равно как и против, скажем, буддизма, ислама, иудаизма и т.д.). Нет, тот факт, что я могу решительно не разделять чьих-то мирообразующих постулатов, нисколько не мешает мне а) позволять другим преспокойно разделять их вслух и делом в моем присутствии и б) радостно общаться с этими людьми без малейшей неприязни либо стесненности (исключение - нацизм и близкие к нему выкладки). Нет, этот пост не следует воспринимать как нападку либо попытку нападки на современных язычников и их убеждения. Это не более чем честная попытка разобраться.
Дело в том, что о "языческом Ренессансе" в последнее время не писал только ленивый, причем что в восторженном, что в отчаянно-инквизиторском ключе. В особенности это заметно тем, кто, как я, интересуется фолк-сценой и соответствующими направлениями визуального искусства (вы замечали, что самые красивые рукотворные шмуньки и самые проникновенные "фольклорные" фотосессии гнездятся в основном в неоязыческих сообществах? я - да). Если отчистить с предмета высоконаэлектризованные pro et contra, то общая картина будет выглядеть якобы так:
- в современном мире (по крайней мере, в русскоязычной его части) существует внушительное количество верующих практикующих язычников;
- они, эти верующие практикующие язычники, объединены исключительно общей верой, а вовсе не музыкально-реконструкторской или еще какой субкультурой, и уж тем более не некой политической платформой;
- все это - не поигрульки в лесу, счастливо сменившие собою эпоху повсеместного "А Лучиэнь Тинувиэль!", а действительно вера - возможно, и спорная с позиции мировых религий, но тем не менее искренняя и глубокая;
- все это - не тоталитарная секта, а спонтанное, многообразное и бескорыстное движение, инициированное "снизу", самими участвующими в нем людьми, а не некими заинтересованными лидерами.
Попытки же разобраться в вопросе на собственном опыте пока привели меня к следующим выводам:
- в современном мире (по крайней мере, в русскоязычной его части) существует внушительное количество практикующих, но не верующих язычников - то есть люди посещают соответствующие обряды и мероприятия, возможно, даже исполняют какие-то обряды у себя дома, но вот если на полном серьезе завязать с ними дискуссию о практической специфике выхода на "связь", скажем, с Велесом - или о приемах и методах обуздания озлившегося домового, - люди эти, скорее всего, покрутят пальцем у виска;
- подавляющее большинство даже не особенно истовых язычников на практике представляют собою лиц, приверженных национализму на грани с нацизмом (слово "национализм" я здесь понимаю не в смысле "national liberation", в котором он употребляется на Западе, а именно в том, о котором вы подумали, да; то есть в явно (осмысленно выраженном) либо неявно (неотрефлексированном "бытовом") ксенофобическом - а то и приверженных напрямую нацизму.
Обзывать неоязыческие течения тоталитарными сектами у меня тем не менее язык не поворачивается. Возможно, и есть где-то совсем сумасшедшие замкнутные конгрегации такого типа, но я, во всяком случае, о них не слышала.
Помнится, была у меня во френдах одна девушка, училась в Чехии. Художница (хорошая), хиппарь, язычница - и чрезвычайно приятная, по моему мнению, личность. Ник не буду указывать - кто знает, тот уже понял, а кто не знает, не хочу сплетничать. А поскольку на тему того, есть ли, черт побери, в современной природе действительно серьезное живое язычество адекватных при этом людей, я размышляла довольно давно, то и полагала про то написать пост, что вот, мол, есть, и вот вам живой пример... но вот за день до написания мною этого поста девушка написала свой - на тему того, что "все представители национальности N мне органически противны и омерзительны до тошноты единственно потому, что они - представители национальности N".
Предполагавшийся пример адекватного язычника был тут же расфренжен, а текст про то, что "все думают, что они - о-о-о, а они на самом-то деле - ого-го-о!.." отправился на дальнейшее переваривание и длительную подпитку источниками.
Поэтому, господа, если среди вас есть сейчас верующие адекватные язычники - пожалуйста, загляните в комменты и не останьтесь там равнодушны. Расскажите о себе, о том, во что вы верите. Дайте ссылок на книжек, что ли. Поделитесь, если вы, конечно, не против, как вы пришли к таким убеждениям и что для вас значит быть их деятельным сторонником. В общем, покажите, что вы есть.
Потому что я не хочу быть религиозным холиварщиком, неучем и жертвой стереотипов. И хочу наконец составить себе по вопросу неоязычества личное и непредвзятое мнение.