В этот раз я влезла в дискуссию с Якобинцем по поводу закона Кивалова-Колесниченко. Он считал, что именно его отмена была причиной гражданских безобразий в Лугандоне, я зачем-то пыталась объяснить, что это не так, что почва готовилась задолго, что если бы закон не отменили - нашли бы еще к чему прикопаться, на крайняк сфальсифицировали бы, как речь Тягнибока. Он же продолжал стоять на своем - Рада виновата, не надо было давать повода; ну ладно, он левак, у него правые всегда виноваты (скипнем тот вопрос, что из Тягнибока правый как из меня архиерей). Но на следующий день еще один парень из той же, совершенно не ватной тусовки, совершенно не ватный парень, высказался насчет того, что украинское правительство не должно призывать в войска беженцев. Тут мне уже хватило соображалки не ввязываться. Ему было явно не интересно вникать в украинские обстоятельства, типа у нас война, у нас предлинная граница с Россией, и мы не можем ни одного мужчину призывного возраста без уважительных причин вот так просто взять и освободить, любая страна на месте Украины поступила бы так же.
Но парень явно не мог сочувствовать Украине в качестве «любой страны». Ему нужна была некая идеальная Украина для сочувствия. Украина, которая вся целиком ведет себя как Надя Савченко на допросе, храни ее Боже. Тогда да. А так нет.
И вот тут у меня аларм-то и зазвенел. Мне это требование «будь достойным моего сочувствия» куда как знакомо. Это требование на самом деле никогда не касается совершенства, это перенос стыда на жертву: человек ощущает стыд за свое бессилие, но делать с бессилием ничего не собирается и переносит стыд на жертву, самадуравиновата. В этом месте я обычно заканчиваю контакты с человеком, и с Якобинцем я их закончила, как и со вторым парнем.
Но осталась мысль: что же это за фигня такая, что имперская чумка поражает и антипутинцев? Почему вообще наши старые интернет-знакомые в таких количествах соскакивают с катушек? Почему люди разной политической ориентации - один социалист, другой либерал - реагируют так, словно им одинаково пороблено?
В общем, я пришла к выводу, что политическая ориентация здесь ни при чем, это лежит где-то глубже, где общая национальная культура и ментальность встречаются с личным характером.
У меня слишком длинная история с нарциссизмом, чтобы не опознать, тыкскыть, паттерн.
Что если так называемый «русский характер» - всего лишь раздутый до национальных масштабов нарциссизм?
Это гипотеза. Давайте проверим.
Итак, что такое нарциссизм? Тётя
Вика кагбэ говорит нам, что:
Нарцисси́ческое расстро́йство ли́чности -
расстройство личности, характеризующееся убеждённостью в собственной уникальности, особом положении, превосходстве над остальными людьми; завышенным мнением о своих талантах и достижениях; поглощённостью фантазиями о своих успехах; ожиданием безусловно хорошего отношения и беспрекословного подчинения от окружающих; поиском восхищения окружающих для подтверждения своей уникальности и значимости; неумением проявлять сочувствие; идеями о собственной свободе от любых правил, о том, что окружающие им завидуют.
При этом американская вика говорит нам, что нарциссичскому расстройству личности подвержены около 1% населения, а русская сообщает, что: «По данным
Национального института здравоохранения США, опубликованным в 2008 году в Journal of Clinical Psychiatry, значительно выросло число американцев, демонстрирующих поведение, удовлетворяющее критериям клинического нарциссизма. Среди 20-29 летних их оказалось 10 %, а среди тех, кому 60-69 лет, лишь 3 %»
Ну а может ли такое быть, чтобы разразило все население какой-то страны? Или хотя бы значимую часть?
Да. Вспомним нацистскую Германию. Ее жители демонстрировали набор симптомов весьма схожий с набором нарциссических «звоночков»:
1. грандиозное ощущение собственного значения (например, преувеличение свои достижения и талантов, ожидание безусловного признания в качестве руководителя )
2. фантазии о неограниченном успехе, власти, блеске, красоте, идеальной любви
3. ощущение своей «исключительности» и «уникальности», убежденность в том, что может быть понят и оценен только такими же «исключительными» людьми или людьми с высоким статусом
4. потребность в чрезмерном восхищении
5. убежденность в обладании особыми правами, убежденность в том, что окружающие должны соответствовать его ожиданиями
6. используют людей для своих собственных целей
7. недостаток эмпатии (симпатический характер), нежелание сопереживать чувствам и потребностям других людей и идентифицировать себя с ними
8. зависть по отношению к другим и убежденность в зависти со стороны других
9. демонстративно высокомерное и надменное поведение или отношение
Разница в том, что нарцисс прилагает все это к собственной персоне, а нацисты распространяли на весь народ. Все немецкое было для них высшим и особенным: народ и страна, которые притягивали внимание всего мира, возбуждали всеобщую зависть и были предназначены для великих успехов, для превращения в великую силу, позволявшую не считаться с другими ничтожными нациями.
Уже много раз говорили о схожести между нацистской Германией и путинской Россией. Вплоть до того, что Путин и выглядит как Гитлер, изготовленный в Китае. Но эта схожесть, КМК, имеет корни в нарциссизме, родившемся задолго до Гитлера или там Путина. Эти звоночки вообще характерны не только для России или Германии, их можно было с равным успехом наблюдать в Японии эпохи Мэйдзи-Сёва, постреволюционном Китае, Восточной Европе 30-х годов, современном Иране или Испании 17-го века. Не скажу за всю Африку, вся Африка очень велика, но и там наверняка тоже.
Проще говоря, во всех странах, проходящих через период «догоняющей модернизации» и переживающих массированный комплекс национальной неполноценности.
Пока страна переживает свое отставание внутри себя, не сравнивая с другими - оно еще ничего, можно и во внутреннем средневековье без напряжения пожить. Но если уж тебя затянуло водоворот международного рынка и конкуренции, то хошь не хошь, а будешь сравнивать себя с другими, и на почве этого сравнения рискуешь обзавестись нефиговым таким комплексом неполноценности.
Россия находилась в состоянии догоняющей модернизации с момента обретения независимости от татар, но всерьез ввязалась в эту игру при Петре. Я не буду вдаваться в глубокий исторический экскурс, просто набросаю общую схему: Россия получала грандиозных люлей от западного соседа, спохватывалась, усваивала какие-то на тот момент передовые военные технологии, шла на какую-то необходимую для этого модернизацию, выписывала обидчику люлей, после чего успокаивалась на лаврах и почивала на них до следующих люлей, после которых следовал очередной виток модернизации. Толчком к модернизации всегда была война. Мотивацией к развитию - унизительное поражение типа Нарвы, Крымской кампании или Порт-Артура. Критерием успеха - военная победа. Социальные и экономические преобразования оценивались постольку-поскольку. Поэтому в истории сравнения имперской России и Запада не было момента, когда русский мог бы честно признать, что он и его соседи ан масс живут лучше, чем немцы, французы или англичане. Отсюда перманентный комплекс неполноценности, который время от времени удавалось переорать победными фанфарами.
Нарциссизм всегда начинается с комплекса неполноценности. Нарцисс чувствует себя незначительным, ничтожным, жалким - и ненавидит себя за это. Нота Бени - это не имеет непосредственного отношения к вопросу, насколько он социально успешен. Он с таким блеском и плеском обесценивает свои достижения, что, завоюй он целый мир, будет рыдать, глядя на звезды - эх, не дотянуться! Отчего такая фигня? От того, что его личная точка сборки, «локус контроля», находится вне его личности. Нормальная конденсация личности «внутри себя», которая в норме завершается в начале пубертата, не происходит в силу объективных причин. Как правило, этими причинами работаю добрые родители: ребенком со смещенной точкой контроля удобней рулить: дергай себе за рычажки стыда/гордыни и в ус не дуй.
(Как правило, такие родители бывают жестоко ошарашены, когда контроль перехватывает кто-то другой, а любимое чадушко и не думает его отстаивать; но наша песня пока не об этом).
Ну так вот, человек с вынесенной вовне точкой контроля не может так просто взять и осудить себя или похвалить себя за какой-то поступок. Его в детстве, когда закладывались основы поведения, хвалили/осуждали не за поступки, а по желанию левой ноги родителя, причем диспропорционально весомости деяния. Дитя уронило мороженое на чистые штанишки - мамаша кричит, что его за это убить мало; дитя нарисовало каляку-маляку - мама хлопает в ладоши и говорит, что у нее растет новый Рубенс. Причем на следующий день мамаша может пожать плечами, если дитя убьет котенка, а очередную каляку-маляку разорвать под настроение и обругать дитя криворуким ничтожеством. От реального поведения ребенка ничего не зависит, чтобы выжить с таким родителем, остается только, как говорят японцы, «следить за цветом его лица».
Поскольку такие родители, как правило, унижения и обесценивание используют чаще, чем поощрение и похвалу, ребенок с детства накачивается дозой стыда и ненависти к себе. А поскольку жить, ненавидя себя, вообще очень кисло, эта ненависть и стыд загоняются в подсознание. То есть, там где для нормального человека стимулом является ощущение гордости за сделанное, для нарцисса главный стимул - избавление от мучительного стыда, причем любой ценой. Незаслуженная похвала так же рулит, как и заслуженная, и если ее легче получить, то за ней нарцисс и погонится, а осознание разницы между заслуженным/незаслуженным при воспитании не положили, ибо родитель был весь такой внезапный.
Такой ебанутый способ воспитания приводит к тому, что человек реально в глубине души верит: не он сам делает себя хорошим/плохим, а кто-то другой.
Усекли, в чем петрушка? Да, любого человека другие могут заставить чувствовать себя плохо. Они вообще нередко страшные сволочи, эти другие. Но нарцисс реально чувствует, что мнение других делает его хорошим или плохим. В этом разница между нормальным стыдом и нарциссическим стыдом. В норма человек делает какую-то пакость, за пакость ему стыдно, он перестает делать пакость и компенсирует окружающим е последствия - ему перестает быть стыдно. Профит.
Нарцисс же ощущает стыд все время, вне зависимости от того, что делает или не делает. Он стыдится того, что не совершенен. Попросту говоря - того, что он человек.
Откуда я это знаю? Я много читала. И что еще важнее - я переживала нарциссическое расстройство личности. И поверьте мне, дорогие, я знаю, как оно ощущается изнутри - ктода кто-то, почти кто угодно, может уничтожить тебя одним словом. Одной мыслью.
Это закопано глубоко внутри. В подсознании. Чтобы это вытащить наружу, нужны годы болезненной терапевтической работы. Так что большинство нарциссов в терапию никогда не приходит, уж шибко сильно больно посмотреть в лицо своему токсичному стыду. А если нарцисс приходит в терапию - то, как правило, с вопросом «Доктор, а откуда у меня поперла такая психосоматика, что я стремительно теряю трудоспособность». Ну то есть, разрушение личности дошло уже до разрушения жизни собственно тела.
Сознательно нарцисс под пистолетом не признает этот стыд, страх и слабость. Они признают только свое «грандиозное Я» и от других хотят того же. Любая попытка критики воспринимается как смертельная рана. И поверьте мне, ощущения именно такие. К критику отношение соответствующее. Нарцисс отвечает на критику неадекватным количеством агрессии.
Продвинутые нарциссы могут имитировать толерантность и самокритику. Фоку состоит в том, чтобы бичевать себя за то, чего ты в реальности не делал или за какие-то ерундовые промахи. Но укажи нарциссу на реальный просос - и ты увидишь, как грузовик говна влетает в скоростную турбину. Ну, такой будет эффект.
Некоторые нарциссы находят отраду в нарциссическом самоунижении. Обычно это те, кто отчаялся стяжать похвалы за некие достижения. У них это идет циклами: сначала попытка выстроить «грандиозное я», неизбежное поражение (неизбежное потому что, эй, НИКТО не совершенен!), погружение в чувство собственного ничтожества и жалость к себе, а затем сбор урожая «нарциссического питания» для новой попытки выстроить грандиозную личность и по кругу. Это в основном для мужчин способ, творческих и околотворческих.
Итак, нарцисс реально в глубине души верит, что хорош он или плох - зависит от оценки окружающих. Стало быть, он должен любой ценой добиваться позитивных оценок, чем больше, тем лучше. Нарциссы «сидят» на людях как на наркотиках. И, как наркоманы, они не могут остановиться на какой-то определенной дозе, в прорву нарциссического стыда уходит все. И когда у них «ломка», они пускаются во все тяжкие, потому что даже ненависть лучше, чем ничего. Но они никогда не винят себя, всегда виноват кто-то другой. Нарцисс может погрузиться в самоуничижение и выдавать его за раскаяние и желание искупить вину - но это лишь для того, чтобы вызвать восхищение своим совершенным покаянием и искуплением. Оставьте нарцисса без дозы нарциссической поддержки, и… ну, вы поняли: грузовик говна и турбина.
Но люди, как правило, не любят душей из говна. Поэтому нарцисс в конечном счете остается одиноким.
Вот в общих чертах описание того, что такое быть нарциссом. Давайте глянем теперь, что такое быть русским.
This entry was originally posted at
http://morreth.dreamwidth.org/1924325.html. Please comment there using
OpenID.