Не-не, я не совсем про то - интересует мотив не автора, а персонажей. Приписывают же им авторы какую-то мотивацию? Ну, вот навскидку приходит в голову два мотива - садизм и получение информации, но тут в обоих случаях человека ломают психологически, так что никак нельзя назвать наносимые травмы "более физическим, чем душевными". То есть, эти мотивы, видимо, исключаются - а что тогда остается?
Просто когда речь идет о пытках как замене инициационной смерти, мотивация того, кто пытает, абсолютно не важна и не реалистична от слова "совсем". Пытающий персонаж - замена проводящему инициацию, а у того вообще никаких личных чувств и мотивов по отношению к пытаемому быть не может, он ему помогает пройти на новую ступень по обязанности и все. Поэтому прописывают им условный мотив и в дальнейшем не обращают внимания ни на то, как это согласуется с реальностью, ни на то, согласуется ли оно с предыдущим поведением этого героя.
**Вопрос не праздный: массолит читают, чтобы расслабиться, словами мудрой О"Хуллиган - "обнулиться", а выражаясь учено, по-психологически - снять тревожность. Как может снять тревожность сохранение целомудрия героини в экстремальных условиях, понятно: читательнице приятно получить подтверждение тому, что "правильных женщин не насилуют". Она закрывает книгу с мыслью "я правильная женщина, моя добродетель останется в неприкосновенности".**
А если читательница как раз "неправильная женщина", т. е. пережила изнасилование? Что тогда?
Не во всех, конечно, случаях, но во всяком случае иногда пытки занимают место инициационной смерти. То есть нужны вот тупо чтобы архетипические элементы в сюжете срослись. Привет, то есть, Клинту Иствуду от Владимира Проппа.
> Как может снять тревожность сохранение целомудрия героини в экстремальных условиях, понятно: читательнице приятно получить подтверждение тому, что "правильных женщин не насилуют".
Или закрыть книгу с облегчением: "хоть где-то успевают спасти, в реальной жизни фиг так повезет"
Ну почему, если автор пишет о паршивой реальности - там как раз будет логично. Те же Мартин, Сапковский, Миура. Но у них и читатель понимает, что будет именно паршивая реальность, где если кого и спасают - так натурально чудом.
Вы говорите так, будто бы мне самому приятно читать про пытки пополам с изнасилованиями. Да ни боже мой.
С другой стороны, если от написанного мне хочется брать клепальный пистолет и идти стрелять по коленкам виноватых, не разбирая дороги - то сдается мне, автор все правильно сделал. Да даже пес с ними, с моими ощущениями, но автор-то вроде описывает какую-никакую, а реальность, где, увы, существует такое явление, как изнасилование, и ничего с этим не поделаешь, хоть стреляйся.
Или автор описывает не реальность, а порнографию какую-то.
Конечно, стреляться лучше не самому, а стрелять насильников, но это уже лирика.
Comments 230
Reply
Reply
Reply
Reply
А если читательница как раз "неправильная женщина", т. е. пережила изнасилование? Что тогда?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Или закрыть книгу с облегчением: "хоть где-то успевают спасти, в реальной жизни фиг так повезет"
Reply
Reply
На кой еще и в книгах читать, если это не спецлитература.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
С другой стороны, если от написанного мне хочется брать клепальный пистолет и идти стрелять по коленкам виноватых, не разбирая дороги - то сдается мне, автор все правильно сделал. Да даже пес с ними, с моими ощущениями, но автор-то вроде описывает какую-никакую, а реальность, где, увы, существует такое явление, как изнасилование, и ничего с этим не поделаешь, хоть стреляйся.
Или автор описывает не реальность, а порнографию какую-то.
Конечно, стреляться лучше не самому, а стрелять насильников, но это уже лирика.
Reply
Leave a comment