Я купила сборник из-за одного-единственного рассказа и на этом основании читать его целиком не собиралась. Я хотела конкретный рассказ на бумаге, ну вот он у меня есть. Однако через некоторое время меня посетила другая мысль ("уплочено же"), и я все-таки решила почитать.
Тематически подборка широкая: тут вам и гражданская война, и страшилки из пионерского лагеря, и Арктика, и безысходно ужасный быт современных клерков и людей, что рекламные листовки раздают, и вендиго, и мужики, охраняющие гаражи... Каждый себе в итоге что-нибудь по вкусу да найдет.
Что запомнилось лично мне.
Условно разделим на:
1) Военные (а их много)
К ним относятся "Крапива", "Красные", "Синего озера хозяйка", "На ведьминой заимке", "Перегуды"
2) Сказки и мифы народов мира
"Америка", "Баба огненная", "Арктическая история", "Морой", "Дальние родственники"
3) Современные городские (и детско-лагерные) страшилки
"Лягушка...", "Человек-крот", "Ветки", "Холодные звонки".
Ну и неклассифицируемое, в котором, как всегда, есть и жемчужины - "Субстрат", "Черви", и серединка на половинку ("Только маме не говорим", "Все остальное до фонаря", "Царский гостинец") и вобще ниачом ("Бескрайнее море любви").
По паре слов о каждом рассказе
Итак, из первой группы - военные.
Полем действия становится гражданская либо вторая мировая, красные (у всех дружно!) упыри такие, что даже давить противно, (белые тоже не ангелы, конечно), самая необычная по замыслу здесь "Крапива", самая слезливо-жалостливая "Синего озера хозяйка", там же самые дикие и смешные недочеты (расчет был, что захлебывающийся слезами читатель их не заметит, что ли?) - самогон там вспыхивает от одной поднесенной спички, и пламя мчится, как "виверна сквозь воду". Эээ? Понятно, что бестиариев куча, и везде чудовища описываются на свой манер, но я валила виверн! И ничто в них не наводило на мысль, что это водные животные. И чтобы, гмм, виверна чисто физически смогла войти в церковь?
А на жалось давить не надо, многих это бесит. "Крапива" очень прикольная, только вот крыску жалко. И концепция любопытная. "Перегуды" в этом плане тоже интересные. "Заимка" - тоже очень уж предсказуемо-жалостливая.
Здесь одно хочу сказать - я вот тоже может быть не люблю красных. Но это не имеет никакого отношения к делу: ходульно-картонными отвратительными масками нельзя выставлять даже тех, кого не любишь. Должна быть какая-то живая чёрточка в каждом. А коммунисты в этой подборке - почти сплошь демоны, по сравнению с которыми ведьмы что воспитательницы из ясельной группы.
Вторая тематическая группа.
Мне особенно понравилось про мороя, конечно, и про полуденницу. Это, на мой взгляд два лучших рассказа в данной подборке. Про вендиго очень даже ничего. "Дальние родственники" просчитываются со второго, что ли, абзаца (где упоминается фамилия героев), да и не люблю я, когда все умерли. "Арктическая история" - ждешь блин эпической схватки со злом среди снегов и льдов, а на выходе имеем опять же неоправданно слезливую версию женского романа. Но монстр там знатный, понравился, хотя непосредственно его самого мало.
Переходим к современным городским страшилкам.
О "Лягушке..." хоть отдельный пост пиши, так жизненно сделано.
Вот читаем мы американский триллер, да? Что они делают, если не дай бог пропал ребенок? Все добрые (и недобрые) граждане собираются, прочесывают лес, даже когда точно знают, что ребенка там нет (и точно знают, где он на самом деле есть - "Томминокеры", исчезновение Брайана). Если бы у них дети начали пропадать из квартир, там в каждом подъезде уже посменно дежурили бы добровольцы из числа жителей.
Но нет. Люди сидят и дрожат за дверями, обрезав звонки, и только быковатый полусумасшедший Олег пытается что-то сделать. Остальные сидят, и молятся "только не меня, не моего... Не сегодня". (Побеждает чудовище девушка, кстати, что тоже понравилось).
Это очень по-нашему, да. Воспитывали людей коллектива, выкорчёвывали "единоличников", получили общество, где каждый сам за себя.
Человек-крот - ну, если бы от цыган так сильно не несло "Худеющим", и не предсказуемый выверт в конце, вообще замечательно было бы. Вспомнились не "Хребты безумия", кстати, а "Фестиваль" (в менее суровых переводах - "Празднество") того же автора. Да. Как я уже говорила недавно, если цена вступления в тусовку - чья-то кровь, нахер такую тусовку.
"Ветки" я уже читала раньше, и вкупе со "Слякотью" они наводят на мысль, что их создатель нечувствительно встал на сторону зла. Как говорил как-то Щеголев, "я всегда на стороне жертвы". В хорроре есть много гитик, но я все-таки тоже считаю ее основной. За что сожрали этого милого мужика, он вон внуков любит, работник хороший, товарищ надежный? За то же, видимо, за что изнасиловали и зверски убили героиню "Слякоти" - они попытались хоть как-то противостоять злу, разобраться, что происходит или хотя бы убежать.
"Холодные звонки" - весьма печальная и вызывающая сочувствие история.
Из оставшихся скажу, пожалуй, еще о "Царском гостинце". Чудесный рассказ; просто в данном случае приходится соревноваться с классиком, ну как его, все знают чудовищный этот рассказ о давке на Ходынке.
(изнемогая) И отчетливо слышны переборы "Дай, я возьму из себе! Как они будут на мне?".
Авторка оставила в живых только ребенка, который хотел принести подарок родителям. Погиб профессиональный вор, погибла мадемуазель, делавшая быть "ближе к народу"... Ну и многие другие, конечно. Да; все дороже нам встает халява.
Здесь пугают (предисловие, Парфенов М. С.)
Снежки (Парфенов М. С.)
Бескрайнее море любви (Женя Крич)
Лягушка - прожорливое брюшко (Елена Щетинина)
Америка (Анатолий Уманский)
Ветки (Александр Подольский)
Красные (Денис Арсеньев, Сергей Буридамов)
На ведьминой заимке (Наталья Алферова)
Человек-крот (Олег Кожин)
Крапива (Дмитрий Костюкевич, Максим Кабир)
Дальние родственники (Александр Матюхин)
Баба огненная (Дарья Бобылева)
Арктическая история (Ольга Рэйн, Майк Гелприн)
Морой (Дмитрий Костюкевич, Максим Кабир)
Только маме не говорим (Елена Щетинина)
Синего озера хозяйка (Ольга Рэйн)
Все остальное до фонаря (Майк Гелприн)
Перегуды (Ярослав Землянухин)
Холодные звонки (Михаил Павлов)
Субстрат (Игорь Кром)
Царский гостинец (Елена Щетинина)
Черви (Максим Кабир)