Гори, но живи

Jul 01, 2023 22:20

image Click to view



Подсела тут на Гейдри Хендрикса. Начала с «Руководства по истреблению вампиров от книжного клуба Южного округа» (горячо рекомендую!), и прочла залпом все, что нашла в сети - «Изгнание дьявола из моей лучшей подруги» и «Группа поддержки выживших девушек». Все очень даже. И вот в «Группе» наткнулась на следующий абзац:

«Стрелок появляется слишком быстро, слишком близко и стреляет по шарикам и вымпелам, превращая их в конфетти, вонзает пули в дальнюю стену, исписанную племенными символами, и я - это все девушки, которые когда-либо убегали от человека с оружием, все девушки, которые бежали, спасая жизнь, по пространствам, в которых они, как считалось, должны быть в безопасности. Я вламываюсь в следующий кабинет, и теперь я - Джулия, бегущая по своей спальне, я - Хизер, бегущая по коридорам своей школы, я - Мэрилин, бегущая днем по Техасу, я - Дани, бегущая по больнице, я - Адриенн, бегущая по этому лагерю, лагерю, в котором всегда будет бегущая девушка, кричащая и рыдающая, и я - Линнетт, бегущая наконец, и он не может догнать меня, я бегу со средней скоростью всех нас, соединенных в одно, я быстрее Билли Уолкера, я быстрее Призрака, я быстрее, чем вся семья Волкера, я - самая быстрая девушка в мире».

И в этот момент на меня вдруг обрушилось понимание, какое важное место занимает погоня как процесс в нашей культуре. Понятно, что оно всегда зудело со всех сторон, явление это, но я обладаю счастливой способностью игнорировать то, что мне не неинтересно.
Что я припомнила на этот счет, просто навскидку: 

image Click to view



Но это классика.
Далее:
«А вор‑подмастерье Сидни Карманс бежал, потому что, бросив взгляд через плечо, вдруг увидел, что на него несется махина всего анк‑морпоркского общества. Этого зрелища неокрепшая психика юноши не могла выдержать.
И Сэм Ваймс бежал. Он сорвал плащ, зашвырнул куда‑то шляпу с плюмажем и бежал, бежал…
Потом его ждут неприятности. Ему придется отвечать на вопросы. Но все это потом - а сейчас, восхитительная в своей простоте, чудесная в своей чистоте и, хочется надеяться, не имеющая конца, под чистым небом, в юном, незапятнанном мире… сейчас была только погоня». (Терри Пратчетт, «Патриот»).

Так же необходимо отметить, что в «Пятом элефанте» у него же есть описание «древней игры», когда оборотень гонится за голым безоружным человеком (в самом тексте они в этот момент бегают мало).

«- Погоня?
- Погоня, Ваше Величество.
- Это замечательно. Когда уходишь от погони, то ни о чем другом уже не думаешь. Время надо наполнять событиями, тогда оно летит незаметно». («Формула любви»).

Итак, попробуем, как советует Берн, представить, какие вопросы в этой ситуации задал бы инопланетянин (то есть я, но об этом позже). Из перечисленных фрагментов (на самом деле их, конечно, гораздо больше можно найти) можно заключить, что погоня - это очень интересно, в этот момент человек, с одной стороны, «горит», «живет», чувствует «биение жизни», «дышит полной грудью» (независимо от того, убегает он или догоняет, кстати), этот процесс хорош тем, что во время него можно ни о чем не думать (наконец-то!), и что он является очень древней частью гендерных игр.
И, как можно уже догадаться, лично мне это все - мимо на полдня. Сама я не побегу ни от кого...


Я приму бой, метафорический или в прямом смысле. Необходимо так же отметить, что драка - это способ остановить противника; так вот, драться я не умею.
(терпеливо) Я могу отступить, по команде или самостоятельно приняв такое решение («Если позицию нельзя удержать, ее сдают»), и я могу сделать это очень стремительно, но в данном действии смыслом его, стержнем, является то, что я данную локацию покидаю, а не то, чтобы заставить кого бы то ни было бежать за мной.
И ни за кем я тоже не побегу. Ну, это тоже армейское правило, в принципе, «Не бегите за бегущим». Застрелите его в спину.
Вот эта часть гендерных игр, связанная с бегом, «кто был охотник, кто добыча», всегда вызывала у меня тоску до скрежета зубовного. Не, я умею в это играть, на очень хорошем уровне. Почему мы просто не можем молча потрахаться? Очень хорошо умею изображать рабыню-беглянку, а то. Но как только это перестало быть необходимо мне для выживания, я с бурной радостью отказалась от этого. Сами бегайте, если вам так охота.
То есть, в принципе, уже понятно, что мне не нужно бежать, чтобы испытать все вышеперечисленные эмоции. Я не из тех, кто бегает, я из тех, кто плавает! отношусь к людям другого типа:
"Некоторые отрицательные свойства характера могут достигать такого накала, что меняют собственную природу, и мистер Тюльпан сумел превратить гнев в настоящее искусство.
 Это не был гнев на что-то конкретное. Это был чистый, платонический гнев откуда-то из самых зловещих глубин души, бесконечный фонтан яростной злобы; мистер Тюльпан всю свою жизнь проводил на той грани бытия, которую обычные люди достигают только перед тем, как внезапно измолотить кого-нибудь гаечным ключом». (Пратчетт. «Правда»).
Я могу выдвинуть рабочую гипотезу. Даже две.
Первая: Все эти пляски насчет бега - биологическое явление, переросшее в культурное, они идут из тех же времен, что и физическое разделение на расы и зародились тогда же. Культ бега родился среди тех племен, которые добывали пропитание охотой. Там действительно не потопаешь - не полопаешь. Здесь необходимо помнить о: мирных собирателях, существовавших еще тогда, и для кого эта фиксация на беге в принципе не свойственна. Картошка и капуста сидят себе мирно в земле и никуда не бегут. Т.е. я генетически являюсь потомком этой ветви человечества. Они (и представители, и потомки) должны испытывать тягу ковыряться в земле. Кстати, копаться я люблю! Наиболее социализированным образом проявляет это стремление вся каста археологов, плюс все геологи, добытчики, шахтеры между прочим!
То есть я тут не одна, это довольна приличная часть ныне живущих людей. Культ Матери Сырой Земли, в которой надо копаться и удобрять, тоже  существовал, кстати. Это потом власть захватили варвары-кочевники, и они же в основном и создавали нашу культуру ничего, кроме как бегать, не умеют, а туда же.
Вторая: бегать любят люди, которым не хватает адреналина. Ну, может не «не хватает», но у них многое на него завязано. Бег - самый здоровый, в смысле экологичный способ, заработать и адреналин, и дофамин, и кучу других приятностей химических.
(меланхолично) А есть люди, которые на кортизоле ходят. Ууу! Это совсем другая жизнь. Нам не горячиться надо - а расслабляться непрерывно, чтобы не измолотить внезапно соседа гаечным ключом.
Я не биохимик, там может какие другие химические соединения вырабатываются и играют роль, но суть гипотезы понятна: разный биохимический баланс.
Подытоживая: чтобы ни было причиной такого положения дел, есть люди, которым бегать хочется и нужно, а есть те, которым нет. К сожалению, нашу цивилизацию в основном формировали «бегуны», что привело к созданию уродливых и неудобных для очень большой части населения ритуальных социальных плясок (ритуал соблазнения выжил, например, до сих пор). И это мы еще не говорим о тех психических расстройствах, развитие которых стимулируют данные ритуалы! Книга-то, с которой все началось - там этот бег Жертвы и Маньяка как только не интерпретируют, эзотерически, психологически…
Хотя нужно взять и просто прекратить бежать. Как Форест Гамп.

культура, цитаты, книги, клипы, думки

Previous post Next post
Up