В Музее истории религии сейчас проходит (и продлится еще примерно месяц) выставка, посвященная демонам и духам Китая и Японии. В подводке обещали так же "предметы культа, домашние алтари, маски, графику, храмовую утварь, статуэтки. Часть экспозиции посвящена пркатикам экзорцизма" (!).
Я поняла, что надо идти ;).
Мы с Дашей встретились на Невском, они там в кафе с Яной сидели (Даша приехала в Питер погулять и мы, из вампирской тусовки кто, все ее наперебой развлекаем). Яна немедленно навела панику, сказав, что этот музей же переехал с Почтамтской!
Я позвонила туда и спросила адрес.
- А вы кто? Посетитель или...? - спросили меня осторожно.
Я поняла, что вылазка будет интересной, и заверила в чистоте своих намерений, в смысле что я - посетитель, не надо меня посылать на три ладошки левее солнца. Адрес назвали тот же, что и на сайте, и мы пошли.
Когда мы сдавали одежду в гардеробе, нас рассеянно спросили, не хотим ли мы оставить здесь и рюкзаки. Я покосилась на стандартный дисклеймер насчет отсутствия ответственности в случае пропажи ценных вещей и осведомилась, с чего бы у меня могло бы возникнуть такое желание.
- Тогда хотя бы на одно плечо спустите, у нас проходы узкие, вы нам всю экспозицию разнесете, - ответили нам нервно.
Я заверила, что вообще в руках всю дорогу свой ценный хлам носить буду... а как собственно, пройти к демонам?
- К демонам? Аааа, это вам до безголовой жрицы с кроликом, и вот прямо за нее.
Ничему уже не удивляясь, мы отправились на поиски указанной жрицы (в глубине души надеясь, что это все-таки статуя или на худой конец барельеф). Обнаружили мы ее без особый затруднений, фото было в пердыдущем посте, очень милая жрица.
Выставка занимает два маленьких уютных зала, при этом, что характерно, все, что обещано в анонсе, туда уместилось. Алтари я фоткать не стала, но вот например мухогонка - мухобойку же Будда делать не велит:
В подводке упомянуто, что "используется так же в ритуалах экзорцизма".
Про тигра интересно оказалось. Вот он сам:
А вот пояснения к его, так сказать, метафизической роли:
Макет 6 отдела ада, дерево, 19 век
На европейский развращенный вкус это, конечно, на какое-то стандартное бюрократическое заведение похоже. Не было Босха у людей ;)
Пояснения:
Вообще, после африканских масок конечно бросается в глаза тонкость работы.
Светильники, отгонять демонов. Кое-где в телах статуэток еще видны штыри, куда крепились непосредственно лампы.
Вот мой фаворит:
С другого ракурса:
Это у нас многогранная личность:
А еще его Пхаром зовут и изображают на многочисленных рисунках играющим с пятью демонами. Столь оригинальное времяпровождение объясняется так: давая демонам различные поручения, заставив их прислуживать себе, легендарный демоноборец не дает им в это время пакостить нормальным людям. С большим пониманием, я смотрю, человек был ;).
Обещанные маски демонов, кстати. Даша удивилась, чому такие маленькие; но судя по статуэтке Пхара, они вообще скорее мелкие, чем крупные.
Ритуальный меч, сплетенный из монет. Так же используется в практиках экзорцизма. Я подозреваю там штифт внутри, такое количество хоть проволокой переплетай - оно при взмахе лопнет все. Но точными данными не располагаю, так, догадки.
Вот еще интересная тема, восхищают различия между транспортом "туда" и "обратно". На полпути к понятию изотропного пространства были люди, на самом деле.
Итак:
Думаете, это мирный огурец на ножках?
А это - его друг с соседней грядки, баклажан?
Ничего подобного! Это символический священный транспорт:
На этом мы с демонами покончим, в следующем посте сделаем беглый обзор самого музея.