Вернёмся опять к философии, хотя многие товарищи и пренебрегают ею. Совсем не попусту Ленин отнёс марксистскую философию к одной из трёх неотъемлемых составных частей марксизма. Причём он говорил при этом, что «в философии марксизма, вылитой из одного куска стали, нельзя вынуть ни одной основной посылки, ни одной существенной части, не отходя от объективной истины».
Недавно со мной произошла очень показательная история. На одном из левых сайтов ребята, объявляющие себя, в отличие, мол, от всех других, действительно подлинными марксистами, опубликовали статью, в которой провозгласили решительное и полное отбрасывание философии как не имеющей никакого отношения к науке. Мир изучается различными конкретными науками, - заявляют они в этой статье, - и этого вполне достаточно. Какая-то ещё отдельная «философия» совершенно не нужна. При этом они ссылаются на Маркса и Энгельса, приводя некоторые их цитаты, разумеется, истолковав эти цитаты совершенно искажённо.
Я попробовал объяснить им их странную ошибку (странную - это очень-очень мягко сказано), причём написал им спокойно, культурно и с товарищеской вежливостью. Но в ответ получил грубую, прямо-таки хамскую отповедь. Такое запредельное самомнение, конечно, очень плохо их характеризует. Как писал Энгельс в одном из писем: «Скромность украшает не только юных девушек, но и боевых революционеров тоже».
Конкретные науки изучают мир конкретно по своему предмету. Да на стыках конкретных наук или в сотрудничестве нескольких наук возможен более широкий подход к познанию. Но дело в том, что весь материальный мир, рассматриваемый в целом, имеет свои максимально общие закономерности существования и развития, и именно познание этих самых общих (и присущих всей материальности) закономерностей и является предметом такой науки как марксистская философия. Понятно, что материалом для такого познания служат результаты множества конкретных наук. Философская наука анализирует эти материалы, обобщает их и на этой основе всё глубже понимает и всё яснее формулирует общие закономерности развития материального мира. Эти общие законы затем с большой пользой могут служить делу тех же самых конкретных наук, позволяя их учёным, зная общие закономерности, правильно подходить к конкретным частностям. Как говорил Ленин: «Тот, кто берётся за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя «натыкаться» на эти общие вопросы».
И действительно, как часто можно видеть, что именно незнание общих законов философии приводит коммунистически мыслящих людей к недочётам в разборе какой-то конкретной темы. Из-за этого незнания они не видят тех сторон исследуемого объекта, на которые надо бы обратить внимание. Из-за этого незнания у них не возникает тех важных вопросов, которые надо дополнительно поставить в их конкретной исследовательской работе. Ну, как если бы человек занимался конкретной электротехникой, не изучив предварительно общефизическую тему об электричестве вообще.
Как можно заниматься темой революции, классовой борьбы, смены строев, не зная самых общих, фундаментальных законов диалектики о борьбе противоположностей, о противоречивой сущности явлений, о превращении старого в новое и тому подобное? Недочёты и ошибки при таком узком подходе к теме неизбежны. Как можно этого не понимать, тем более, что история нашей революции дала нам очень показательный пример недочётов такого рода.
Конечно, я не буду здесь излагать всю марксистскую философию. На это есть соответствующие учебники. (Хотя, скажем правду, - они не являются достаточно качественными, и их чтение нужно сопровождать серьёзным собственным додумыванием, опираясь при этом на помощь классических первоисточников.)
Здесь я просто попытаюсь дать перечень основных положений марксистской философии. Понятно, что при этом возможны ошибки или неточности, и поэтому любая правильная подсказка и критика будет для меня полезной.
* * *
Итак, начнём с того, что согласно марксистской философии всё существующее существует реально и объективно. Этот реальный объективный мир существует и развивается по своим собственным присущим ему закономерностям. Именно это ( а не что-то другое, как толкуют некоторые путаники) и называется материальностью. Термин «материя» обозначает как раз объективную реальность, существующую по собственным объективным закономерностям.
Следующее важное положение марксистской философии говорит о том, что всё существует в постоянном изменении, развитии.
Сказав это, мы сразу ставим вопрос об источнике этого развития. Марксистская философия называет источником всякого развития борьбу противоположностей. Каждый процесс развития чего-либо содержит в себе противоречие между двумя противоположностями; закономерное изменение отношения между ними и ведёт к развитию процесса в целом.
Других источников развития, а следовательно - и жизни, нет. Всё жизненно лишь постольку, поскольку содержит в себе такое противоречие; отсутствие такого внутреннего противоречия, исчезновение его означает конец, смерть данного явления. Таким образом, отрицательное отношение к противоречиям, стремление к полному избавлению от них является глупой и нелепой позицией. Противоречие - это хорошо, противоречие - это путь развития, и если нет противоречия, то нет и пути вперёд.
Отметив это, марксистская философия более подробно говорит о противоположностях, составляющих внутреннее противоречие процесса.
Эти противоположности существуют не как отдельные «нечто», стоящие одно рядом с другим, отделённо от него. Они существуют объединённо, одно через другое, то есть в единстве. Нельзя представить существование одной такой противоположности без другой. Муж потому и муж, что есть жена, а жена потому и жена, что есть муж. Если нет минуса, нельзя говорить о плюсе. Если нет пролетариата, нет и капиталистической буржуазии, и наоборот. Неразрывное единство этих противоположностей - это очень важный, очень существенный момент в марксистской философии.
Далее возникает вопрос. Вот мы сказали, что источником развития какого-то процесса является закономерное изменение отношения между этими противоположностями. Спрашивается: а что же является источником такого изменения?
Дело здесь в том, что каждая из противоположностей тоже содержит в себе некую противоречивую, но сцеплённую в единстве пару каких-то противоположностей, являющуюся источником её развития, изменения. И так далее, всё более и более вглубь, до бесконечности. Но это бесконечность идёт не только вглубь, но и в другую сторону, так сказать - в высоту. Более крупные изменения состоят из меньших, а те, в свою очередь, из ещё меньших и так далее. Крупные же изменения становятся частью ещё более крупных, а те, в свою очередь, ещё более крупных. Таким образом, материальный мир не просто бесконечен, но и соединён воедино. Всё, что существует, есть одно единое, а бесконечное число отдельного - лишь части этого единого, связанные опять-таки бесконечным числом связей.
Итак, материальный мир бесконечен, взаимосвязан и постоянно изменчив (но не хаотично, а закономерно). Понятно, какое мышление должно быть у человека, желающего познать этот мир во всей его полноте и закономерностях. Ещё древнегреческий Гераклит писал, что мир подобен живому огню, закономерно возгорающемуся и закономерно погасающему, и, следовательно, для его постижения необходима такая же огнеподобность мышления.
_ _ _
Марксистская философия использует термин «сущность». Под сущностью процесса понимается его главное, ведущее, определяющее диалектическое противоречие. Для того, чтобы понять сущность, нужно открыть это противоречие, увидеть, понять его. Но это возможно не органами чувств (потому что органы чувств воспринимают не сущность, а только её внешние следственные проявления), а мышлением (разумеется, с использованием добытого органами чувств в качестве исходного материала). Причём «понять сущность» значит не только открыть научным мышлением сущностную для этого процесса пару противоположностей, но и понять закономерности изменения этих противоположностей и через это - закономерность изменения самого процесса, его прошлое и будущее, его закономерное начало и конец.
Марксистская философия полагает, что изменение в отношениях между диалектическими противоположностями идёт в том направлении, которое увеличивает противоречивость между ними. Тем не менее, всё это время одна из противоположностей так приспосабливается к изменению другой, чтобы, несмотря на нарастающую противоречивость, было сохранено единство. Пока это остаётся возможным, остаётся и прежняя сущность, хотя и при нарастающем противоречии. Но в марксистской диалектике существует термин «мера». Есть предел такого изменения, и когда нарастание противоречия переходит этот предел, эту «меру», дальнейшее приспосабливание для сохранения единства уже невозможно. Эта единая пара противоположностей раскалывается. Но сам процесс раскалывания тождествен с процессом образования какой-то иной, следующей пары противоположностей, то есть прежняя сущность гибнет, давая место новой сущности. В этом и заключается так называемый диалектический скачок.
Поскольку противоречивость сущностной пары противоположностей лежит в основе сущности, то усиление противоречивости делает прежнее нечто всё более и более собой. Таким образом, переход старого в новое происходит не через ослабление, а через усиление старого. Отсюда, кстати, и скачок, - при постепенном ослаблении, затухании прежней сущности диалектический скачок был бы не нужен, старая сущность умерла бы естественным, эволюционным способом. Чтобы дойти до революции, капитализм должен достичь своей максимальной капиталистичности (и следовательно, своей максимальной капиталистической противоречивости).
Новая сущность представляет собой новую пару единых противоположностей, новую, не такую, как прежде, их противоречивость и новую, не такую, как прежде, форму их единства. Но поскольку эта новая сущность родилась из старой, она не может отбросить абсолютно все элементы прежней сущности, а сохраняет в своём устройстве те из них, которые могут частью составить полезный «строительный материал» для новой сущностной структуры.
Вспомнив теоретическое положение о бесконечности и взаимосвязанности материального мира, мы должны сказать теперь, что всё в целом и в отдельности является борющимся сочетанием различного старого и нового внутри себя и, следовательно, каждый момент существования является моментом перехода от чего-то к чему-то.
Следовательно, задача познания должна включать в себя ещё и постижение того, от чего к чему совершается каждый исследуемый переход и каково конкретное сочетание старого и нового (а также каковы отношения между ними).
(Кстати, именно в этих вопросах в ходе нашей революции, к сожалению, было допущено упрощенческое упущение. Видимо, тогда тоже существовали «умники», плюющие на философию и считающие, что им всё ясно и без неё.
Если для более спокойных, эволюционных периодов отход от диалектической философии не так опасен, то для революционных периодов недиалектический подход к познанию происходящего крайне неприемлем, ибо революция - это диалектический скачок во всей своей открытой силе и неправильное теоретическое толкование его как в целом, так и в частях чревато большими ошибками.
(Продолжение - в следующей записи).