Троянский конь "открытого правительства"

Jul 10, 2013 17:04





Американские спецслужбы ставят под удар репутацию своей страны и тратят огромные деньги ради того, чтобы получить максимум информации о деятельности правительственных структур даже союзных им держав. В то время, как российское правительство само тратит немалые средства для того, чтобы предельно раскрыть перед всеми свою деятельность.

Одно из самых любимых детищ нынешнего премьера Дмитрия Медведева - "Открытое правительство" отметило 5 июня свой первый юбилей.



Что же это за структура, никоим образом не предусмотренная Основным Законом Российской Федерации? Это, настойчиво продвигаемая Западом доктрина государственного управления, ставящая во главу угла право граждан на доступ к документам и действиям государства с целью возможности эффективного общественного контроля за государственным регулированием. Иными словами, новая версия пресловутой "кухарки" управляющей государством.

Как известно, ни один из уважающих себя специалистов не любит, когда у него "стоят над душой", пока он работает. Трудно себе представить, чтобы хирурги приглашали родственников больного в операционную, во время операции, хотя казалось бы их "право" на контроль за действиями врачей очевидно. Даже работники автосервиса допускают владельцев машин в цех обслуживания только в случае необходимости. Едва ли кто станет говорить, что работа правительства менее сложна и ответственна.

Однако премьер-министр заявляет, что настаивает, чтобы заседания правительства шли в открытом режиме.

Медведев признался, что некоторые министры иногда просят его не проводить совещания "под камеру", однако он не идет им навстречу. "Основные темы объявляются, и дискуссия по ним идет под камеру, что не скрываю, иногда создает неудобства. Ко мне и коллеги из правительства подходят, говорят: может мы немного подзакроем", - рассказал глава правительства. "Я обычно навстречу им в этом плане не иду, потому что считаю, что наши люди, и не только экспертное сообщество, а все наши люди должны понимать, чем занимается правительство, какие решения принимаются", - подчеркнул Медведев.

Как известно, оперативный интерес для иностранных разведок представляют не только материалы под грифом секретно, анализ даже незасекреченных материалов позволяет получить исчерпывающую информацию. Впрочем, дело не только в этом. Превращая правительственные совещания в подобие то ли "Дома-2", то ли "Последнего героя", министров подталкивают к работе не на страну, а на публику. Они просто вынуждены будут думать не столько об эффективности решения стоящих перед ними задач, а о том, чтобы понравиться зрителям. Однако есть самые серьезные сомнения в том, что это "реалити-шоу" приобретет большую популярность - едва ли просмотр правительственных заседаний привлечет широкую зрительскую аудиторию, кроме иностранных шпионов и крайне узкого круга специалистов. Хотя бы потому, что далеко не все будет понятно среднестатистическому гражданину. И даже запуск портала "открытых данных", который Медведев обещает в самое ближайшее время едва ли что-то изменит. По одной простой причине: народ интересует результат работы правительства, а не процесс. И это нормально. Для народного же контроля деятельности правительства есть такой общеизвестный орган, как парламент, Государственная Дума, в которую народ избирает своих представителей.

Впрочем, своеобразие "Открытого правительства" упомянутыми моментами не исчерпывается. Есть, там еще и "Экспертный совет". Экспертные советы существуют во многих структурах, и функции их вполне очевидны - их привлекают для анализа важных проблем и квалифицированных заключений по тем или иным вопросам. Однако "Экспертный совет Открытого правительства" занят совсем другим, он не работает по заданию правительства, а сам ставит ему задачи!

Так, Дмитрий Медведев "в порядке эксперимента" согласился периодически рассматривать на заседаниях правительства вопросы, поставленные Экспертным советом. С предложением ввести такую практику на встрече премьера с членами Экспертного совета при правительстве РФ выступил гендиректор компании "Композит" Леонид Меламед. "В принципе можно", - ответил Медведев, пояснив, тем не менее, что эти вопросы должны предполагать все же какое-то решение. "Все-таки заседание правительства формальная такая вещь", - добавил он. "Попробуем, я возражать не буду", - еще раз подчеркнул глава правительства.

Вот так вот - некий орган, не предусмотренный Конституцией, члены которого не избираются народом, получает право вносить на обсуждение правительства какие-то темы. Это как понимать? На каком основании? Какой правовой статус этого "Экспертного совета", более напоминающего лоббистскую структуру? Между прочим, недавний "невозвращенец" Сергей Гуриев тоже член "Экспертного совета".

Так что же такое "Открытое правительство"? Просто очередная любимая, дорогостоящая и бесполезная игрушка Дмитрия Медведева, стремящегося, подобно героине Андрея Платонова, прогрессивной старушке Федератовне ко всему новому и необычному?

Ладно бы если так, но в "ОП", кроме увлечения премьера, есть другие, более существенные аспекты.
Так, министр ОП Михаил Абызов еще в апреле на весь мир заявлял, что совсем скоро Россия присоединится к международному партнерству Open Government Partnership, международной организации, деятельность которой направлена на повышение прозрачности и подотчетности власти. OGP, включающая в себя более 50 стран, требует от всех участников большей открытости. И главное - реализация планов действий публично оценивается самим правительством и представителями общественности каждого государства.

Если посмотреть внимательно на структуру "ОП", в особенности на профессиональных зарубежных и российских консультантов, то становится ясно, что "ОП" готовит нашу страну к переформатированию системы госуправления на основе англосаксонских ценностей и стандартов для более эффективного управления ею. "ОП" рекомендует переход на стандарты США. По мнению аналитиков, главная задача "ОП" стать инструментом для "смены режима" - заложенная в основу ультрадемократизация, ультраоткрытость и тотальный общественный контроль, в любой момент могут быть использованы для создания хаоса в государственном управлении. И в этом случае "ОП" всегда готово прийти на смену сегодняшней системе управления государством.

Концепция "ОП" была разработана в совете по национальной безопасности США, и в Вашингтоне очень хотели, чтобы Россия вступила в OGP. Это значительно упростило бы систему контроля над страной. Интересная деталь, которая вряд ли известна большинству россиян. Одним из главных разработчиков концепции и внедрении "ОП" является компания американских консультантов из The Monitor Group Company (MGC, ныне Monitor Deloitte). В России Monitor Group открыла офис в 1996 году. С 2007 по 2011 год один из основателей MGC, Майкл Фуллер, состоял в Международном попечительском совете «Сколково». Марк Фуллер на раз говорил о том, что в его компании уже давно работают Ричард Дирлов (до 2005 года он был главой МИ-6) и бывший глава Департамента МИ-6 по Ближнему Востоку сэр Марк Аллен (он тоже отставник с 2005 года). Пугает то, что "ОП" слушает и выполняет указания "больших друзей" России. Уж они-то давно знают, что и как надо делать с Россией для ее дальнейшего "процветания".

Однако, к счастью, в руководстве страны есть и те, кто в состоянии разглядеть суть предмета даже в "инновационной" обертке. И, накануне "юбилея" Президент России Владимир Путин отменил вступление РФ в 2013 году в партнерство "Открытое правительство" (Open Government Partnership). Об этом сообщил ИТАР-ТАСС со ссылкой на заявление пресс-секретаря президента, Дмитрия Пескова. "Такое решение действительно принято", - сказал Песков. При этом он отметил, что речь не идет о сворачивании работы. Но возможны корректировки по срокам и по объему участия России в этой международной организации. Это, несомненно, радостная новость. Но этого явно недостаточно - в высших эшелонах российской власти не только функционируют неконституционные структуры, но и находятся люди профессионально некомпетентные, или действующие в интересах иностранных государств.

Источник: ИА "РосИнфоНет"

Россия

Previous post Next post
Up