Этот вопрос волнует многих родителей. Что можно ответить? В идеале - чем раньше, тем лучше. Но, что значит «в идеале»? Говорят, язык нельзя выучить, к нему можно привыкнуть. Иными словами, любой язык усваивается легче и быстрее всего, когда человек находится в языковой среде, слышит речь постоянно и повсюду. Именно так мы «привыкаем» к родному языку. (И на это, кстати, уходит 3-4 года.) И именно так проще всего, особенно в раннем детстве, выучить язык иностранный. То же относится к ситуации (для большинства нереальной), когда вы искусственно создаете условия, приближенные к языковой среде. Например, нанимаете бонну-англичанку или кто-то из родителей, хорошо знающий язык, запасшись терпением, с момента рождения ребенка говорит с ним только по-английски.
В больших городах сейчас появились детские сады, где с детьми с утра до вечера занимаются воспитатели-носители языка. Отличный вариант. Вот только стоит пребывание в таком детском саду столько, что обычно цену указывать на сайте стесняются, давая понять, что это - для избранных.
Не верьте, если вам обещают способ погружения на обычных курсах, где занятия проводятся два, даже три раза в неделю по часу-полтора. Это обычное надувание щек. Ребенок погрузится в язык разве что по щиколотку, выучив, как водится, счет до 10, названия основных цветов и нескольких животных.
При обучении взрослых «погружение» в языковую среду можно еще сымитировать, занимаясь каждый день по 4-5 часов, для маленьких же детей это абсолютно нереально, если учитывать, что с ребенком 7-8 лет не стоит заниматься более 40-45 минут подряд, а с дошкольником и вовсе - не более 25-30 минут.
Что же делать тем родителям (а их подавляющее большинство), которые не могут обеспечить детям изучение иностранного языка путем «привыкания» к нему?
Прежде всего, наверное, надо, посмотрев на вещи реально, подготовиться самому и подготовить (не пугая!) ребенка к тому, что изучение любого языка вне языковой среды - это большой труд, и дело не очень быстрое. А следовательно, и подходить к этому следует осторожно, не форсируя и ни в коем случае не отбив желания заговорить на чужом языке.
Многолетний собственный преподавательский опыт, опыт коллег и наблюдения за детьми дошкольного и младшего школьного возраст все больше убеждают в мысли, что, если у вас нет возможности «погрузить» ребенка в язык, разумнее всего начать систематические и планомерные занятия со второго класса, т.е. с 7-8 лет. К этому времени ребенок уже читает и пишет по-русски, что дает возможность развивать параллельно четыре языковых навыка: аудирование (восприятие речи на слух), «говорение», чтение и письмо, что опять-таки важно, если вы изучаете язык «медленным» способом.
Главная же задача дошкольного развития заключается, на мой взгляд, не в том, чтобы снабдить ребенка какой-либо информацией (часто бессистемной и отрывочной), а в том, чтобы научить учиться, привить вкус к самому процессу поглощения знаний.
Что еще можно сделать, чтобы помочь дошкольнику подготовиться к изучению иностранного языка?
- До школы надо обязательно постараться решить логопедические проблемы. (Этому важному вопросу я планирую посвятить следующую статью.)
- Обязательно прочитайте ребенку про Тома Сойера и Алису, пусть он узнает, что Вини-Пух и Маугли заговорили сначала по-английски, а потом уже по-русски.
Вот примерный список «книг на лето» для ребят 5-8 лет. Пока самая классика, без которой никуда. Список, повторяю, очень примерный, так как хороших книг много, да и дети все разные.
1, Бернет. Маленький лорд Фауэнтлерой.
2. Дом, который построил Джек. Английская детская поэзия в переводах С. Маршака
3. М. Бонд. Медвежонок по имени Паддингтон.
4. Джоэль Харрис. Братец Лис и братец Кролик. Из сказок дядюшки Римуса.
5.
Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в Стране Чудес. 6.
Марк Твен. Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна. 7.
Алан Александр Милн. Винни Пух и Все-Все-Все.
8. Дж. Р. Киплинг. Книга джунглей.
9. Памела Трэверс. Мери Поппинс.
10. Приключения Гулливера в стране лилипутов и в стране великанов, Пересказ для детей дошкольного возраста романа Дж. Свифта "Путешествие Лемюэля Гулливера"
11. Room on the broom. Gruffalo. Julia Donaldson. И другие книги этого автора. Это хорошо бы прочитать по-русски и, если есть возможность, - сразу по-английски, хотя бы кусочек.
12 Л. Гамбург. Гулливер, Алиса, Винни-Пух и все-все-все... Киев, Интерпресс ЛТД, 1996 .- Эту книгу полезно прочитать родителям.
Читает, естественно, взрослый; или вы, чтобы обеспечить себе полчаса свободы, находите в Интернете аудиокнигу. Правда, на мой взгляд, маму, которая комментирует хорошие красочные иллюстрации в бумажной книжке или объясняет что-то непонятное по ходу дела, стоит заменять аудиокнигой только в том случае, если прочтение уже не первое. (Догадываюсь, что сейчас подумала обо мне эта мама, только что уложившая двух своих чад после многократных «попить», «пописать», «почитать», и на десять минут присевшая с чашкой чая к компьютеру.)
- Существует множество обучающих компьютерных программ, мультфильмов и игр для детей разного возраста. Не все они одинаково удачны и полезны, но, если у вас есть возможность использовать при обучении компьютер, что-то, безусловно, может послужить хорошим подспорьем. Вот список того, что нравится в этой области лично мне.
1. Прекрасная серия мультфильмов Humf
2. Очень милая серия мультфильмов Max & Ruby
3. Методически великолепно выстроенная серия мультфильмов Gogo Loves English
4. Чудесный мультфильм The Town Mouse and the Country Mouse (есть книга)
5. Мультфильм с упражнениями Winnie the Witch, тоже очень хороший (есть книга)
6. Старый добрый Muzzy
7. Забавная серия мультфильмов Peppa Pig
8. Little People (Discovering Animals)
9. Серия мультфильмов Harold and the purple crayon
10. Серия мультфильмов Little Bear. Exploring and Other Adventures
11. Серия мультфильмов The Cat in the Hat
12. Обучающий комплект - мультфильм + упражнения Wallace & Gromit in the Wrong Trousers
Мне нравятся меньше, но тоже вполне имеют право на существование:
1. WordWorld - обучающий мультфильм
2. Goldilocks- обучающий мультфильм
3. Pocoyo and Friends
4. Английский с колыбели. (Лингвистический Центр Goodwill Land)
5. Tilly’s Word Fun
6. Неплохой обучающий мультик Maisy
До закрытия Рутрекера почти все это можно было скачать там, но и сейчас, погуглив, многое можно найти в Интернете. Не забывайте только, что ребенок 5-6 лет не должен проводить у компьютера более 20 минут в день.
И, если позволите, еще один совет. Сейчас открывается много развивающих центров для дошкольников, где в числе прочего, детей обучают иностранным языкам. Это, безусловно, замечательно, если за дело берутся профессиональные педагоги с хорошим знанием языка и умением работать с маленькими детьми, если ребенок ходит на занятия с удовольствием, и этот центр расположен таким образом, что вы можете добраться туда пешком, в качестве прогулки.
Однако стоит серьезно подумать, если
- поговорив с кем-нибудь из родителей, вы узнали, что, прозанимавшись два года, их ребенок может механически протараторить алфавит (не очень понимая, зачем, и не зная названия букв вразбивку), знает, как по-английски будет «жираф» и умеет с русским произношением посчитать до 10;
- добираться вам придется с пересадкой, на двух автобусах;
- образовательный центр расположен в подвале, и занятия в группе, состоящей из 15 детей от 3 до 6 лет, проходят в душной небольшой комнате без окон;
- вам предлагают начать обучать ребенка языку с 2-х летнего возраста;
- у вашего ребенка к 5-ти годам еще серьезные логопедические проблемы;
- и наконец, если плата за обучение для вас болезненно ощутима.
Приблизительно те же аспекты стоит рассмотреть, если речь идет об индивидуальных занятиях. Если вы уверены, что имеете дело с квалифицированным и доброжелательным педагогом - это отличное решение проблемы. Однако, стоит учитывать то обстоятельство, что индивидуальные занятия проводить в игровой форме значительно труднее, чем групповые, а только игровая форма единственно приемлема в занятиях с дошкольниками. Ну, и денег, понятно, вам потребуется на порядок больше, чем для занятий в группе. Конечно, на образовании экономить не стоит, но это не тот случай, когда родители должны «вывернуться наизнанку». Такая возможность в процессе воспитания вам еще много раз представится.
Так что, может быть, пока имеет смысл ограничиться самостоятельной подготовкой, а более серьезные, систематические занятия начать со второго класса школы.
В любом случае, каким бы ни было ваше решение - успеха вам и терпения!