Nov 11, 2018 23:06
Занятие № 6.
Задание 1.
Цель: активизировать движения пальцев рук, формировать положительный эмоциональный настрой на занятия со взрослым.
Взрослый действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:
Сорока - сорока Кашку варила.
Деток кормила.
Этому дала (по очереди загибаются мизинец),
Этому дала (безымянный),
Этому дала (средний),
Этому дала (указательный),
Этому дала (большой пальцы).
Задание 2.
Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику),
На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).
Варианты:
{C}- {C}использование погремушки, коробочки с мелкими предметами;
{C}- {C}увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится колокольчик или погремушка).
Задание 3.
Цель: учить соотносить игрушки с сопряженным, отраженным или произвольным звукоподражанием и различать их.
Игра «У нас в гостях» («Зоопарк»): Из-за ширмы последовательно появляются игрушки: мишка, кукла, крокодил, волк, зайчик. Они «здороваются» с малышом («а - а - а», «у -у - у») и прячутся за ширму.
Вопросы и инструкции:
{C}- Угадай, кто поздоровался? Покажи.
{C}- Позови того, кто поздоровался (вызов звукоподражаний).
Усложнение:
А. «Чудесный мешочек».
Доставая из него игрушки, ребенок воспроизводит звукоподражания.
Вопросы и инструкции:
- Покажи, кто позвал?
Кто поздоровался так: «А - а - а»?
Б. «Кто ушел?» На столе 2-3 игрушки (самолет, волк, крокодил). Ребенок воспроизводит звукоподражание к каждой игрушке. После этого одна из них убирается (например, крокодил).
Вопрос: «Кто ушел?» (побуждать к произнесению звукоподражания).
Взрослый обращает внимание на то, как ребенок фиксирует взгляд на игрушке и прослеживает взглядом ее движение над ширмой.
Занятие № 7.
Задание 1.
Цель: активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать положительный настрой на занятия со взрослым.
Взрослый действует руками ребенка: загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - дедушка.
Этот мальчик - папочка.
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - Вовочка.
Задание 2.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.
Игра «Ветерок»: взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек.
Дунь - подунь, наш ветерочек.
Ветерочек, ветерок,
Дунь - подунь, наш ветерок!
Задание 3.
Цель: активизировать зрительное восприятие ребенка, формировать его речевую активность, используя двигательные возможности.
Игра «Удочка». На столе, расположенные в ряд, лежат 2-3 разноцветные ленты (удочки). К концам двух из них привязаны знакомые игрушки (ребенок может назвать их, используя звукоподражание). Взрослый предлагает «поймать на удочку» мишку (самолет, крокодила). Для этого нужно потянуть за нужную ленту и подтащить игрушку к себе (можно использовать совмещенные действия руками взрослого и ребенка или побуждать малыша повернуться и потянуться к нужной игрушке). После того как игрушка будет «поймана», ребенок называет ее, используя звукоподражание.
Занятие № 8.
Задание 1.
Цель: учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом.
Взрослый произносит слова:
Поехали - поехали, Поехали - поехали,
С орехами, с орехами, К зайчику за мячиком,
К дедушке за репкой, За мячиком твоим,
Желтой, большой, Круглым и большим,
Вот какой! Вот каким! (показ руками)
(Взрослый разводит руки ребенка
в стороны, показывая размеры репки и раскрывает его ладони).
Задание 2.
Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.
Игра «Бабочка, лети». Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка «летает». Игра сопровождается стихотворным текстом:
Бабочка летала,
Над Вовочкой порхала.
Вова не боится -
Бабочка садится.
Взрослый «сажает» бабочку на руку ребенка, побуждая малыша подуть на нее.
Задание 3.
Цель: учить ребенка определять направление звука.
Два колокольчика находятся на расстоянии 1- 1,5 м друг от друга (в поле зрения ребенка). Взрослый попеременно звенит в колокольчики, предлагая ребенку повернуться к звучащему предмету.
Варианты.
А. «Где же, где же колокольчик?»
Взрослый произносит стихотворную фразу, сопровождая ее демонстрационными действиями:
{C}- Где же, где же колокольчик? (Показывает колокольчик и прячет его в коробочку).
{C}- {C}Нет - нет, нет - нет. (Покачивает головой, побуждая ребенка к
аналогичным действиям).
{C}- Где же, где же колокольчик? (Вынимает колокольчик из другой коробочки).
{C}- {C}Вот-вот, вот-вот. (Звенит в колокольчик, побуждая малыша к
аналогичным действиям рукой).
Б. Использование погремушек, звуковых коробочек.
Занятие № 9.
Задание 1.
Цель: используя разницу температурных ощущений, побуждать ребенка к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! Ух! Ox! Ax!"
На столе перед ребенком мисочки с теплой водой, куском льда, предварительно нагретым в горячей воде пинг - понговым шариком. Малыш последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (образец дает взрослый).
Задание 2.
Цель: учить ребенка произвольному выдоху.
Игра «Горячий чай». Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл. Показ действия сопровождается словами: «Наберу много воздуха и подую на чай!»
Задание 3.
Цель: учить сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Игра « Разноцветная коробочка». В коробочке находятся шарики разных цветов. Взрослый вынимает из нее красный шарик и просит ребенка достать из коробочки «такой же». Если малыш совершает неадекватные действия, взрослый сравнивает шарик ребенка со своим и дает установку: «Ты достал не такой шарик», - вынимает шар нужного цвета и говорит: «Достань такой же».
Занятие № 10.
Задание 1.
Цель: формировать представление о схеме тела.
Взрослый читает стихотворный текст, сопровождая его совмещенными с ребенком движениями:
Вова хлопать как умеет,
Своих ручек не жалеет:
Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп! (хлопает руками)
Вова топать как умеет.
Своих ножек не жалеет:
Топ - топ, топ - топ! (топает ножками)
Ручками захлопали:
Хлоп - хлоп - хлоп! (хлопает руками)
Ножками затопали:
Топ - топ - топ! (топает ножками)
Задание 2.
Цель: учить узнавать и выделять барабан из ряда звучащих предметов (колокольчика, погремушки, звучащей коробочки).
Ребенку демонстрируется звучание барабана, дается звукоподражание: «Бом - бом». Далее взрослый показывает имитационное движение раскрытой ладонью по столу, побуждая малыша к одновременному с движением проговариванию звукоподражания.
По просьбе взрослого ребенок выбирает барабан из ряда звучащих предметов (игрушки находятся перед малышом). Большое внимание уделяется имитационным движениям, согласованным со звукоподражанием.
Задание 3.
Цель: учить сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Игра «Разноцветная коробочка» (описание см. в занятии №9).
Аналогичные задания проводятся с кубиками, счетными палочками, цветными карточками, мелкими игрушками, мелким материалом (мозаикой, пуговицами).