Арктика в перекрестье интересов России и мира. Продолжение

Jan 19, 2015 23:53

Генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша заметил:

- Конечно, русский путь в Индию мы начинали с 15 века, но есть величайшее, это вне сомнения, достижение северных экспедиций, которые решили свою главную задачу полного описания всех северных Арктических земель. В предвоенные годы отправной точкой стала экспедиция Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», прошедший впервые за сезон всю трассу Североморского пути. Мало кто знает, но порядка 20 процентов груза по лэндлизу прошли Североморским путем в очень короткий арктический сезон.

Мы своим фасадом повернуты к Северному Ледовитому океану, и ни одна нация не заинтересована в ледоколах более нас. Поэтому те задачи, которые решали сразу после войны, были связаны с созданием мощного атомного ледокола «Ленин». Обращаю внимание всех коллег: до сих пор такие темпы от принятия решения до принятия атомного ледокола в эксплуатацию - фактически пять лет - мы сейчас не выдерживаем, а тогда это было сделано сразу после войны, в тех условиях!
Сегодня мы занимаемся транзитными рейсами. Их не так много, но крайне важно, что это позволило сегодня полностью сделать трассу Североморского пути, включая северный маршрут выше Новосибирских островов, соответствующий всем стандартам Международной морской организации по связи, навигации и по всем другим частям аварийно-спасательной готовности в ликвидации разливов нефти и т.д.

Бесспорно, мы являемся участниками пяти реальных арктических проектов. Самый мощный проект: «Ямал» - сжиженный природный газ при полном развитии - 17,6 миллионов тонн грузов в год. Напоминаю, сегодня 4 миллиона тонн. Мы уже подписали первый контракт с «Газпромнефтью» на предстоящий зимний сезон по вывозу сырой нефти из района мыса Каменного - это месторождение Новопортовское - 5 миллионов тонн. Добавить возможные работы, связанные шельфом, но это более отдаленная перспектива. Но даже если сложить вот эти проекты, мы реально через 3-4 года должны обеспечить грузопоток в 20-25 миллионов тонн!

Всё это позволит, на мой взгляд, как минимум на ближайшие 15-20 лет не только обеспечить все задачи России в Арктике, но и иметь время для принятия решения о строительстве последующих ледоколов.

- Мы решаем достаточно обширную программу обеспечения круглогодичного вывоза грузов из арктических месторождений. В основном, это грузы углеводородов, - сказал первый заместитель генерального директора ОАО «Совкомфлот» Евгений Амбросов. - Задача эта практически решается, начиная с 2008 года, когда мы впервые поставили три судна арктического класса под вывоз грузов, и по сегодняшний день эта задача решается достаточно успешно: вывезено больше 300 млн. тонн нефти с одного месторождения. Предыдущие две партии мы перевозили в порт Роттердам. Вместе с тем, боролись с «Гринписом», который сопротивлялся этой работе, но пока работаем успешно и без каких-либо особых проблем.

Следующий проект - «Ямал СПГ». При всем масштабе этого проекта нам пришлось столкнуться с достаточно большими проблемами, связанными с техническими концепциями и техническими решениями, которые необходимо использовать для развития транспортной составляющей. Первое судно уже строится: пилотный проект запущен, и в середине 2016 года мы планируем получить это судно в эксплуатацию. Другой проект - Новопортовское месторождение. Мы участвуем в строительстве трех судов для компании «Газпромнефть». Кроме этого, мы занимаемся развитием международного сотрудничества: участвуем в работе Арктического экономического совета.


Фото РГ

Валерий Митько, президент Санкт-Петербургской Арктической общественной академии наук заявил:

- От имени членов Арктической академии наук и секции Геополитики безопасности Российской академии естественных наук, хотел бы сказать, что все вопросы мы начинаем рассматривать именно с геополитических позиций: т.е. даем оценки основных геополитических факторов, которые влияют на устойчивое развитие, в частности, Арктики - региона, который сегодня является одним из самых актуальных.

Говоря о российском отношении к Арктике, иногда вот какие акценты там расставляют: что мы должны иметь здесь территорию, мы должны там разрабатывать полезные ископаемые. А мы говорим по-другому: это - Миссия России. Арктика - это, действительно, регион для всего Человечества, но роль России там совершенно особая - можно так образно сказать, это - крест России, т.е. Россия имеет в Арктике колоссальные обязанности. Когда мы говорим о Североморском пути, давайте помнить, что это не просто транспортная магистраль, а это, фактически, - фундамент евразийского единства, духовное единство нашего народа России. Поэтому оценивать ее с точки зрения рентабельности, сколько там стоит тонна грузоперевозки и т.д., не совсем правильно, нужно учитывать и другие геополитические факторы.

В течение многих лет мы говорили о том, что в России должна быть Арктическая Доктрина. Её проект мы представляли Правительству, и многие положения нашей Арктической Доктрины нашли отражение и в основах государственной политики. Однако, на наш взгляд, надо добавить туда самое главное: там нет раздела «Арктическая организация государства», а без управления Арктикой устойчивое развитие совершенно бессмысленно, т.е. нужна совершенно иная структура - особое управление Арктической зоной Российской Федерации, и должно быть управление Арктикой в глобальном масштабе. Нужна такая организация с созданием Центра управления Арктической зоны Российской Федерации.

Контактируя с нашими китайскими коллегами, мы обратили внимание, они нас, как экспертов, используют, и они идут именно по этому пути. У них уже в Пекине создано Управление по делам Арктики и Антарктики, они создают Арктическую организацию государства, а их новые ледоколы - это уже практическая реализация, чисто технологическая.

У нас в академии создан Центр Арктической геополитики безопасности, который разрабатывает основную методологию, которую мы предлагаем на различных уровнях. Мы говорим о том, что ведение войны в Арктике вообще недопустимо, особенно, традиционными методами. Нашими учеными разработана методология оценки стратегической устойчивости государства России в Арктике, и, в целом, она может быть применена для любого региона.

Мы считаем, что должен быть создан Арктический банк. Мы говорили о том, что нужен Банк реконструкции и развития Арктики, и только тогда инвестиции будут эффективными.

Депутат Государственной Думы Леонид Калашников был удивлен:

- Хочу сказать о правовом нигилизме, который присутствует в определении наших территорий и, с одной стороны, сказать спасибо Артуру Николаевичу Чилингарову за Закон о североморском пути, а с другой стороны, сказать о том, к чему мы пришли, молясь на Конвенцию по морскому праву, которую мы ратифицировали только в ХХI веке.

Помните знаменитую линию Беккера-Шеварнадзе (разграничение морских пространств у восточного побережья СССР - С.Ф.), на которую, как потом стало известно, Политбюро не давало санкций и указаний, которую, кстати говоря, до сих пор не ратифицирована в Государственной Думе? Чтобы вы знали, уже прошло более 20 лет и понятно, что там другие нормы действуют. С другой стороны, мы умудрились, теперь уже к этому имею отношение и я, в 2010 году провести такую же линию с другой стороны, уже опираясь на эту пресловутую конвенцию с Норвегией, определяя морские пространства на Западе. И там мы вдруг умудрились нарушить международное законодательство, имея в виду Шпицберген не указывая правоприменение по Шпицбергену, а, с другой стороны, опять отойдя и отдав часть нашей территории.

Здесь находятся многие уважаемые люди, которые видели и были свидетелями переговоров по определению этой линии с Норвегией. Эту переговорную позицию сначала вели рыбаки во главе с нашим легендарным министром, но потом в новое время вдруг вся эта ситуация перевернулась. Должен вам сказать, что мы потеряли и там территории. И даже, если бы мы не заключили такое соглашение, ничего страшного не произошло.

Говорю это не для того, чтобы констатировать или привести другую точку зрения, которая звучит в Государственной Думе, но для того, чтобы наметить некоторые правовые возможности выхода из другой ситуации, которая сложилась при подаче нашей заявки вот в эту самую Комиссию по определению границ внешнего континентального шельфа.

Сейчас мы и многие ученые, в отличие от предыдущего выступающего, доказывают, что все-таки, если мы не будем молиться на Конвенцию, а применим обычное право, которое у нас и осуществлялось со времен Ломоносова и в советское время, то мы имеем такую возможность не терять этих границ, не терять этот сектор, не терять то, что не нами с вами приобреталось.

Вы сейчас сказали, что мы не должны допустить милитаризации Арктики. Я являлся членом Парламентской Ассамблеи НАТО, и на её сессии в течение всех трех заседаний в повестке присутствовала Арктика. И она присутствовала не отнюдь в том плане, что НАТО туда не пойдет и не будет вмешиваться. И мы должны здесь тоже не самоуспокаиваться.

Профессор Кафедры европейской интеграции, руководитель североевропейского направления Центра североевропейских и балтийских исследований НКСМИ МГИМО Лев Воронков отметил:

- Хотел бы начать с того, чтобы поставить вопрос: «А что мы имеем в виду, когда говорим об Арктике, где ее границы?» Есть несколько критериев оценки - это изотерма июля 10 градусов, это круглогодичная 0 градусов, это граница лесов, это районы проживания коренных народов, это вечная мерзлота, т.е. используются разные критерии, хотя часто называется Северный полярный круг. К Арктическим государствам по этому признаку относятся государства, которые этот Северный полярный круг пересекают. В части, касающейся Исландии, этот Северный полярный круг пересекает ее территориальные воды. В соответствии с положениями Конвенции 1988 года на шельфах прибрежные государства в Арктике имеют 200-мильную зону, все минеральные углеводородные ресурсы принадлежат прибрежным Арктическим государствам, т.е. в том числе и России в 200-мильной зоне.

Что касается исключительной экономической зоны, то биологические ресурсы этого района также принадлежат прибрежным Арктическим государствам. Я так понимаю, что сетовать на то, что нам что-то не выгодно в этой связи, не приходится, особенно учитывая то обстоятельство, что по оценкам от 94 до 97 процентов углеводородных ресурсов Арктики находится именно в пределах 200-мильных зон.

Арктические зоны не совпадают иногда с границами Арктики, скажем, Соединенные Штаты относят к Арктической зоне территории и пространства, находящиеся севернее Северного полярного круга, все иные районы Северного Ледовитого океана, также Берингова моря, Алеутские острова в Тихом океане. Канада определяет свою арктическую область, как территорию, включающую все земли севернее параллели 60 градусов северной широты, а также прибрежные районы заливов Гудзоново и Джеймса. Дания относит к Арктической зоне области не только Гренландию, но и Фарерские острова. Исландия считает всю свое территорию Арктической зоны, а Норвегия вообще заменяет этот термин «северными территориями». Что касается российской Арктической зоны, здесь говорили, я повторяться не буду, более-менее понятно, что это на сегодняшний день из себя представляет.

Несколько слов о внешних границах. По сути, это выглядит таким образом. В части, касающейся российского шельфа, да, по сути, зоны юрисдикции России - это200 мильсо всеми ресурсами. И очень важно подчеркнуть, что независимых государственных игроков в этой зоне быть не может, потому что это вопрос нашего суверенитета. Концепция арктических секторов, о чем здесь говорилось, на самом деле, не нашла отражения в Конвенции, и она вроде бы существует, никто ее не отрицает - она не отменялась, но не оговорена в Конвенции. В этой связи хотелось бы сказать, что Россия, видимо, полностью не отказалась от этой Конвенции, в части, касающейся, например, зоны ответственности России в Арктике в части, касающейся охраны окружающей среды, или сфера ответственности в области поиска и спасения, терпящих бедствие на море.

Кстати, когда речь шла о переговорах с норвежцами по поводу делимитации, Россия также руководствовалась «секторальным» принципом, и на этой основе велись переговоры. Поэтому я бы не стал списывать Концепцию арктических секторов полностью, более того, я бы напомнил о том, что когда речь шла об акции «Гринписа», в том числе, о рассмотрении вопроса в трибунале, говорилось о том, что Россия при присоединении к Конвенции сделала оговорку, касающуюся ее юрисдикции в этой зоне.

Поэтому, я полагаю, что арктический сектор концепции существует, но режим внутри этого сектора, который существовал во время «холодной войны» и исходил из того, что мы не можем допустить независимую от нас и ненаблюдаемую нами деятельность в этом секторе, - он просто стал другим. Из этого и следует исходить.

Соединенные Штаты действительно не присоединились к Конвенции 1982 года. Однако, следует отметить, что в 2008 году пять прибрежных Арктических государств приняли декларацию, в соответствии с которой Соединенные Штаты взяли на себя политическое обязательство следовать положениям Конвенции. Более того, недавно в мае 2013 года была сессия Арктического совета, где была подписана декларация видения Арктике, в которой также говорится о соблюдении положений Конвенции Соединенными Штатами, подпись под этим документом Д.Керри стоит. Таким образом, конечно, это неудовлетворительная ситуация, когда есть только политические обязательства Соединенных Штатов - надо дело доводить до ратификации, но пока Американский сенат это дело блокирует.

О Североморском пути. Как известно, он проходит по водам, который имеет различный юридический статус: внутренний, территориальные воды, где есть право свободного прохода, в том числе, военных судов при определенных условиях, а в исключительной экономической зоне свобода судоходству предусмотрена. Мы говорим о Североморском пути: «Он должен быть национальной артерией», причем, круглогодично действующей. В ином случае, если эта артерия будет действовать в течение 3-3,5 месяцев, то коммерческий смысл теряется. Есть де-факто три возможности реализовать потенциал, в том числе, получать прибыль за счет использования транзитного положения Российской Федерации.

Первое. Ждать, когда все растает. Глядишь, и откроются пространства, о чем очень много пишут на западе. Но это, как вы понимаете, нереальная вещь, и разные есть оценки по поводу перспектив потепления и освобождения ото льдов. В любом случае за последние 250 лет период судоходства официально, хотя условия продолжают оставаться жесткими, увеличился от 2 до 3,5 месяцев. Большую часть года это артерия покрыта льдами: из этого надо исходить.

Второй вариант. Дожидаться, когда Россия сама освоит эту артерию. Это очень длительный путь: мы говорили о том, что ресурсов нет и т.д. И это, действительно, очень ресурсоемкий проект.

Третий вариант, который, мне кажется, наиболее интересным. Сейчас есть бизнес-форум, который создан при Арктическом совете, и это может быть очень крупный проект компаний, которые заинтересованы в совете, как китайцы, которые пришли и получили долю: они взяли на себя обязательства участвовать, в том числе, и в развитии инфраструктуры этого региона.

Здесь говорили о Зоне всемирного наследия. Она, действительно, может появиться за пределами национальной юрисдикции после того, как будет окончательно решен вопрос о наших заявках по расширению нашей зоны до 50 морских миль. Если заявки Канады, Дании и России будут признаны оправданными, тогда предстоит длительный период делимитации этих пространств. Возможны теоретические появления Зоны всемирного наследия за пределами зон национальной юрисдикции, но это невозможно пока Соединенные Штаты не стали членами этой Конвенции. Не может быть ситуации, когда четыре страны выполняют положение Конвенции, а Соединенные Штаты не выполняют.

Мне кажется, что в части касающейся привлечения ресурсов, можно подумать о возможности более гибкого использования концессий. Присмотревшись к опыту норвежцев, которые весьма успешно использовали эту философию.

Посол по особым поручениям МИД России Владимир Барбин сказал:

- Тезис о передаче Арктики под международное управление с возможным использовании Арктического совета в качестве органа, которым бы управлялась Арктика. Хотел бы напомнить, что Арктический совет - это не организация, это форум высокого уровня для политического диалога и развития сотрудничества.

Передача Арктики под какое-то международное управление означает делегирование суверенных прав, и на территории Арктической зоны проживают люди, есть промышленные объекты, экономические объекты, есть полезные ископаемые, и я думаю, что ни одно государство в здравом уме не откажется от передачи суверенных прав на управление своими территориями какому-то наднациональному международному органу. Уверен, что аналогичные мысли разделяют и наши соседи по Арктическому региону. Это первое.

Второе - в отношении секторального принципа. Призываю всех коллег жить в сегодняшних реалиях и не возвращаться к тем временам, когда был провозглашен секторальный принцип. Это нам позволит более правильно выстраивать нашу внешнюю политику и правильно определять наши практические шаги. Кроме того, хотел бы напомнить, что секторальный принцип никем и никогда не признавался и не закреплен в международном праве.

Критиковались и наши границы с Норвегией и Соединенными Штатами. Хотел бы напомнить коллегам, не вдаваясь в юридическую сторону, как и почему проводились именно такие границы, а не другие. Но что мы имеем сегодня? У нас есть разграничения и соседом-западом, и соседом-востоком. Договор с Норвегией, как было правильно сказано, ратифицирован, договор с Соединенными Штатами не ратифицирован, но он соблюдается, и все положения его выполняются. У нас нет территориальных споров с нашими соседями по Арктике.

Что касается внешних границ континентального шельфа, действительно, в перспективе может сложиться такая ситуация, что если Комиссия по континентальному шельфу одобрит или сочтет обоснованными наши заявки, заявки Дании и Канады, но у нас могут быть пересекающие претензии друг к другу или на континентальный шельф в районе Северного Ледовитого океана. В связи с этим между нашими странами достигнута договоренность, во-первых, не препятствовать подачи заявок друг друга в Комиссию по континентальному шельфу, во-вторых, если наши заявки будут удовлетворены и будут они пересекающимися, то эти вопросы решать дипломатическим путем, путем переговоров. Опять-таки, здесь нет потенциала для конфликта.

Еще один момент, на который хотел бы обратить внимание, когда говорится о милитаризации Арктики. Прежде всего, это говорится теми, кто хотел бы усилить здесь свое военное присутствие и, как правило, это - внерегиональные игроки. В этой связи очень важно, как мы объясняем восстановление нашей военной инфраструктуры. Наши партнеры делают то же самое по Арктике, но делают, как мне кажется, гораздо более умно. Они не говорят о восстановлении боевых способностей, боевых мощностей, а говорят о другом - о том, что изменение климата, развитие новых технологий открывают Арктику для хозяйственного освоения. В связи с этим, необходим контроль за Арктикой, за ее морскими пространствами, создание необходимой инфраструктуры для поиска и спасения, для мониторинга, для развертывания средств и сил быстрого реагирования, но, опять-таки, в полугражданских целях.

Мы делаем те же самые вещи: восстанавливаем инфраструктуру, восстанавливаем аэродромы, которые просто необходимы для обеспечения контроля, для восстановления в нормальном объеме транзита по Севморпути. Но, к сожалению, это подается с акцентом на боевое использование этой инфраструктуры, что, естественно, создает неправильное впечатление о наших военных действиях в Арктике. Хотя наши действия абсолютно аналогичны тем, что делают партнеры - преследуются оборонительные цели, но вопрос о том, как это подавать с тем, чтобы не было никаких, что называется, кивков, что вот Россия наращивает свое военное присутствие в Арктике.

Вячеслав Зиланов, председатель Координационного совета ассоциаций, объединений и предприятий рыбной промышленности Северного бассейна отметил:

- Я представляю здесь рыбаков Мурманской области, Архангельской, Республики Карелия и Ненецкого автономного округа. Пожалуй, это один из тех форумов, где представителю рыбаков дана возможность высказать некоторые соображения. Прежде всего, напомню, что рыболовство это - один из тех видов деятельности, который традиционно ведется в Арктике, в основном, в северо-западном секторе Арктики - в Баренцевом, Белом морях, северной части Гренландского и Норвежского моря. Мы, рыбаки, на международном уровне считаем, что южная граница арктического рыболовства - это Северный полярный круг. В этом районе наш рыболовный флот добывает 1,2-1,3 млн тонн общей стоимостью 40 млрд рублей в год.

Прямо сейчас около 250 судов непосредственно ведут лов. Рыболовство в северо-западном секторе Арктики очень связано не только со сложностями гидрометеорологическими условиями, но и со сложностями правового поля морских пространств в данном районе. В связи с тем, что оно регламентируется и международными договорами, и международными межправительственными, и многосторонними соглашениями тесные взаимодействия с соседними Арктическими государствами и, прежде всего, с Норвегией крайне необходимы. В этой связи хотел бы обратить внимание, что в связи с разграничением, которое было осуществлено в 2010 году, вся западная часть - самая продуктивная Баренцево моря - отошла под юрисдикцию Норвегии. В частности, один из таких районов, как район договора о Шпицбергене. Хотя предприняты ряд шагов для закрепления нашего рыболовства, мы считаем: этого недостаточно, и нужно предпринять дополнительные шаги для защиты наших интересов. Сейчас, по существу, создались условия, когда наше рыболовство в западных районах зависит от, как говорили ранее, доброй воли нашего соседа, а она может меняться.

Мы считаем, что необходимо внести в договор в 2010 года и, в частности, в его приложение №1 соответствующие поправки, которые бы защитили наше рыболовство в этом районе. Это позволяет сам договор, и мы вносили по данному вопросу целый ряд предложений. Назрела необходимость их решать. Вести разговор о том, что это решит Российско-Норвежская смешанная комиссия по рыболовству - это просто несерьезно, поскольку этот орган решает технические вопросы, но не политико-экономические.

Второе. В результате освобождение ото льда значительных пространств 200-мильной зоны Российской Федерации создались уникальные условия для проведения широкомасштабных исследований в 200-мильной зоны приарктических морей Российской Федерации. Вместе с тем, здесь не хватает научно-исследовательского флота, нет соответствующей национальной программы. Тоже было бы полезным такую программу разработать по исследованию сырьевых, морских живых ресурсов приарктических морей, построить 3-4 научно-исследовательских поисковых судна и начать широкомасштабные исследования. Хочу заметить, что мы отстаем в этом вопросе от Норвегии, которая в ближайшее время введет первое судно ледового класса для этих исследований.

Третье. В центральной части Северного Ледовитого океана, в результате освобождение ото льда, образовался анклав открытой части океана, находящейся за пределами 200-мильной зоны. Площадь его 2,8 млн кВ. километров - это два Баренцева моря. В этом районе все могут вести рыболовство, но мы, прежде всего, приарктические государства и Россия, заинтересованы в том, чтобы здесь не развивался нерегулируемый, несообщаемый браконьерский промысел. Надо выступить и поддержать инициативу о заключении соответствующего межправительственного соглашения приарктических государств по данному вопросу. Было бы целесообразным предложить провести совместные исследования открытой части с долевым участием финансирования и строительстве для этих целей специального научно-исследовательского судна.

Четвертое. Законодательство в области промышленного рыболовства и использования сырьевых ресурсов формировалось, как правило, для обычных морских районов, но Арктическая зона своеобразная, есть свои особенности. По-видимому, назрела необходимость либо внести соответствующий блок в Законодательстве о рыболовстве - специфика Арктики должна быть отражена применительно к рыболовству, либо пойти на создание отдельного законодательства.

Елена Тихонова, министр экономического развития Мурманской области сказала следующее:

- Взгляд из региона: на чем бы хотелось остановиться. Правильно сказали, что все арктические регионы уникальны. В нашей уникальности, это, конечно, - богатейшие природные ресурсы, более 60 видов минералов. Это, конечно, биоресурсы и аквакультура - с введением санкций стало актуально её развитие и обеспечение всей страны этой продукций. Конечно, транспортная инфраструктура - мы отправная точка Северного морского пути, и целый ряд других преимуществ. Но, с другой стороны, это пресловутое «северное удорожание». Оно на сегодняшний день складывается не только из заработной платы, которая требует индексации в виду условий проживания в районах Крайнего Севера, но и из отпуска, - всё это ложится на бизнес и снижает его конкурентоспособность.

Олег Попцов, писатель, журналист, первый руководитель Российского телевидения поднял важную тему:

- Сегодняшняя дискуссия чрезвычайна интересна и многопланова. Но мы сейчас обсуждаем сугубо арктические проблемы, а я бы хотел коснуться совершенно другого. Дело в том, что в этом году впервые бюджет страны был сформирован по новому принципу - по программному, т.е. на основании тех программ, которые были представлены ведомствами, регионами. Это была идея нашего Президента, что бюджет должен быть конкретизирован и выполнение программы дает ответ, насколько эффективны затраты.

Прошло семь месяцев, и господину Шувалову поручено сделать аудит тех программ, на основании которых был сверстан бюджет 2014 года, чтобы на те программы, которые затратны, эти затраты сократить, а те программы, которые не доказали свою эффективность, их просто убрать. Я хотел бы предупредить присутствующих коллег, чтобы вы на это обратили внимание. Не дай Бог, чтобы проблемы Арктики попали под удар. Это чрезвычайно важно, потому что, ссылаясь на санкции, ссылаясь на необходимость скорректировать бюджет, ссылаясь на необходимость сократить нерентабельность, эта акция сейчас будет проводиться и ставиться Правительством, как заглавная. Считаю нужным, чтобы мы на этом сосредоточили внимание.

Слова о том, что мы не должны делать упор на факторы безопасности в освоении Северного полюса и Арктики, она отчасти правильна, что, дескать, наши западные партнеры ведут себя тоньше, они там делают и говорят, что это все для гражданских нужд, а потом они там ставят ракеты… Я хочу сказать, коллеги, что если даже мы там начнем строить бани, западная пресса скажет, что это бани для ракетных войск. Так что это нас не спасет.

Генрих Новожилов, генеральный конструктор Авиационного комплекса им. С.В.Ильюшина отметил:

- Работа в Арктике практически невозможна без использования авиации. Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина имеет большой опыт в этом деле. Наш поршневой самолет Ил-14 и сегодня добрым словом вспоминают все полярники. Сегодня самолет Ил-76 в самых критических ситуациях, которые складываются на наших дрейфующих ледовых станциях, с воздуха оказывает поддержку.

К сожалению, мы до сих пор не имеем самолета на колесно-лыжном шасси. Есть такой самолет турбовинтовой двухдвигательный Ил-114. Он серийно производился и выпускался на Ташкентском авиационно-производственном объединении им. Чкалова. Сейчас производство прекращено, но, тем не менее, этот же самолет спроектирован нами и как самолет на лыжно-колесном шасси для обеспечения региональных перевозок на наших внутренних линиях. Считаю, что было бы очень неплохо записать в решение нашего совещания вопрос о необходимости перезапуска самолета Ил-114 в серийное производство и создание на его базе самолета с лыжно-колесном шасси. Он необходим как для освоения и работы в Арктике, так он крайне необходим и для работы в Антарктике.

Сергей Филатов, член редколлегии журнала «Международная жизнь», завершая дискуссию, остановился на трех тезисах:

- Первый: огромное внимание к Арктике проявляют страны, которые никакого отношения к этому региону не имеют. В нулевых годах в Виннипеге (это Канада) прошел Арктический совет, на котором присутствовал и ярче всех выступал представитель… Бразилии. Казалось бы - где Бразилия, а где Арктика. Там было, кстати, около 20 стран, а с Арктикой граничат всего 6-7 государств. Вопрос о разграничении границ или секторов в Арктическом регионе столкнется с тем, что остальной мир захочет получить свои куски.

Второе. Если посмотреть на Арктику с большого расстояния, то это все-таки - север Евразии. А сама Евразия сейчас с юга подожжена. Если пройтись с Востока на Запад: от конфликта на Корейском полуострове через спорные острова Южно-Китайского моря, вспыхнувший Гонконг, предмет американо-китайских противоречий - Мьянму, выше - Афганистан, а далее - Ирак и Сирию с новым «халифатом», палестино-изральский конфликт, рядом Египет и Ливия, а выше, к северо-западу, - Косово, Молдова с Приднестровьем и, наконец, Украина, то вы видите, что весь периметр Евразии горит и горит одновременно! И нет никаких причин не предполагать, что «заинтересованные лица» рано или поздно появятся на севере Евразии, создавая новые конфликты. Поэтому вопросы безопасности в Арктике будут чрезвычайно важны уже в ближайшее время.

Третье. В 2010 году я читаю очень интересный доклад итальянского физика доктора Джанлуиджи Зангари из «Института Фраскати», который сотрудничал с группой мониторинга в Мексиканском заливе. Если судить по этому докладу, то - полный «караул!»: Северный полюс теряет свою ледяную «шапку» - ежедневно(!) происходит потеря льда в объеме площади территории Португалии, и все это скоро превратит весь Северный Ледовитый океан в судоходную зону... Через четыре года читаю уже другой доклад, американский, об Арктике, но совершенно с иными выводами: начинается, мол, «малый ледниковый период», который охватит половину XXI века, и где-то в районе 2050 года будет чрезвычайное похолодание, которое охватит, в том числе, все российские арктические регионы, включая и побережье Северного Ледовитого океана.

Поэтому, хотелось бы предложить научному миру: коллеги, дайте Ваш определенный ответ, что там, в Арктике, происходит, потому что за этими климатическими тенденциями - и деньги, и стратегия.

Автор выражает благодарность руководству «Меркурий-клуба» за предоставленную стенограмму заседания для редактирования и публикации.

http://interaffairs.ru/read.php?item=11939

Арктика Меркурий-клуб Евгений Примаков А

Previous post Next post
Up