Вадим Карелин ![](http://rossiyanavsegda.ru/uploads/news_ico_small/2014/10/09/3a11bd9127ea5f5233a9894aedb30df7.jpg.420x280.jpg)
От редакции "Россия навсегда": 9 октября мы празднуем 140 лет со дня рождения замечательного русского художника, ученого, общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874-1947). Особо знаменательно, что этот юбилей великого творца совпал с Годом Культуры в России, - ибо защите памятников культуры, и самой культуры-жизнедательницы, по выражению Рериха, - как единственного основания человеческого достоинства под натиском технократизма и нивелирующего стандарта - художник посвятил свою жизнь. О исканиях и многогранной деятельности Рериха и представленный ниже замечательный очерк
Вадима Карелина.
Все Учения, все философии были даваемы для жизни. Нет такого высокого Учения, которое не было бы практичным в высшем смысле этого слова. Мы можем разрешить бесчисленные проблемы современных смятений лишь осознанием Прекрасного и Высшего. Лишь прекрасный Мост будет достаточно прочен для перехода от берега тьмы на сторону Света. (Н.К.Рерих. "Живая мудрость")
О Николае Константиновиче Рерихе написано столько, что было бы странно пытаться сказать что-то новое. Но, с другой стороны, пример людей, подобных Рериху, постоянно должен быть перед глазами.
КТО ОН?
Пусть этот вопрос не покажется нелепым, ведь большинству из нас о Николае Константиновиче известно очень немного. Обычно имя Рериха связывают с его художественным наследием, и мало кто знает, что он был не только художником. Гораздо хуже мы знаем Рериха - писателя, философа, путешественника, общественного деятеля. И еще меньше мы знаем его как Ученика, удостоившегося в XX веке чести напрямую контактировать с Великими Учителями и старавшегося в каждое свое произведение вложить частицу Мудрости, полученной от Них.
Пакт Рериха, справедливо называемый Красным Крестом Культуры, знаменитая Трансгималайская экспедиция, институт "Урусвати" с задачей синтезировать науку и религию - все это тоже непосредственно связано с именем Н.К.Рериха. Попробуем вместить в короткую статью основные вехи жизненного пути человека, о котором на Востоке говорят: он почтил Землю своим присутствием.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Николай Рерих родился 9 октября (27 сентября по старому стилю) 1874 года в Санкт-Петербурге в семье преуспевающего нотариуса Константина Федоровича Рериха. Фамилия Рерих имеет скандинавское происхождение и означает "богатый славой".
Еще в детстве проявилась многогранность увлечений Рериха и его тяга к Востоку. В Изваре, загородном поместье недалеко от столицы, едва научившись складывать буквы в слова, он перечитал все книги по истории России, и особенно ее героический эпос. Чуть позже он увлекся археологией и даже получил разрешение на проведение раскопок в окрестностях Извары. "Мои первые находки из могильников соотносились не только с любимыми уроками истории, но и с географией, а также с причудливым историческим вымыслом Гоголя", - писал впоследствии Николай Константинович, чья способность синтезировать различные виды творчества в поиске единых духовных основ стала жизненным кредо.
В своих музыкальных и художественных вкусах он с детства тяготел к Востоку. В немалой степени этому способствовали рассказы ученых-востоковедов, приходивших в гости к Рерихам, но, очевидно, причины подобного устремления лежали гораздо глубже. Примечательно, что детское воображение мальчика было поражено величественностью горы, запечатленной на находившейся в Изваре картине. Потом Рерих узнал, что это была Канченджанга - одна из самых красивых и таинственных вершин Гималаев.
Константин Федорович, отец Николая, не чинил препятствий разнообразным увлечениям сына, ставя единственным условием для него юридическую карьеру.
Сам же Николай уже в гимназии проявил незаурядные художественные способности и мечтал поступить в Академию художеств. В итоге в 1893 году он получил разрешение посещать ее, став студентом юридического факультета императорского Университета.
НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В становлении Рериха как художника огромную роль сыграло его обучение в мастерской Архипа Ивановича Куинджи, русского художника-передвижника. "В живописи должна присутствовать духовность, - учил Куинджи. - Ей должны подчиняться композиция и техника". "Стал Архип Иванович учителем не только живописи, но и всей жизни", - подвел итог этому периоду сам Рерих.
Н.К.Рерих. Гонец. Восстал род на род. 1897 г.
В дипломной работе - картине "Гонец. Восстал род на род" - он обобщил свое понимание русской истории и первые философские размышления о судьбе России, это полотно стало первым в целой серии работ, посвященных русской истории и мифологии. "Гонца" высоко оценил сам Л.Н.Толстой.
Будучи уверенным в том, что своими корнями русское искусство уходит глубоко в историю дохристианской Руси, Рерих смело использовал в своем творчестве народные мотивы, чем заслужил как резкую критику, так и восторженное признание со стороны современников.
Н.К.Рерих. Идолы. 1901 г.
В 1900 году он поехал в Париж, где продолжил обучение в студии Фернанда Кормона, ценившего, как и Рерих, легендарное прошлое.
Н.К.Рерих. Александр Невский поражает ярла Биргера. 1904 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Убеждение Рериха в том, что путь к будущему лежит через понимание прошлого, разделяла Мария Клавдиевна Тенишева, с которой он познакомился в 1903 году. Молодой художник с энтузиазмом включился в реконструкцию усадьбы Талашкино, где, по замыслу Тенишевой, должна была появиться община художников.
С 1893 по 1914 год Талашкино и находящееся неподалёку Флёново были значительным центром российской художественной жизни, сопоставимым с Абрамцевым. Поставив цель возродить крестьянские художественные ремёсла, М.К.Тенишева и приглашённые ею художники организовали учебные и художественно-промышленные мастерские. В Талашкине бывали и работали живописцы Сергей Малютин, Михаил Врубель, Николай Рерих, Александр и Альберт Бенуа, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Илья Репин, скульптор Павел Трубецкой, композиторы В.В. Андреев, Игорь Стравинский и другие.
Целый период в жизни Талашкина связан с именем Николая Константиновича Рериха. До наших дней сохранилось одно из лучших монументальных творений Рериха - великолепная мозаика "Спас Нерукотворный", выполненная художником на портале церкви Святого Духа.
Н.К. Рерих с сыновьями и братом В.К. Рерихом в церкви Св. Духа. Село Талашкино. Смоленская губерния. 1912. Интересным должно было быть внутреннее убранство храма, оно даже было частично расписано Н.К.Рерихом. Но, увы, фрески не сохранились, есть только черно-белый снимок (
источник).
Кисти Рериха принадлежит уникальная фреска в Храме Духа в Талашкино, изображающая Царицу Небесную, Мать Мира, - позже Рерих неоднократно возвращался к этой теме.
Н.К.Рерих. Матерь Мира. 1930 г. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
ЛАДА
В 1900 году, будучи проездом в Бологом, в имении князя Путятина Николай Константинович познакомился с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей 28 октября 1901 года Еленой Рерих. Кто мог предвидеть тогда удивительное будущее этого союза? Ладой называл Николай Рерих свою "другиню и вдохновительницу" и посвятил ей несколько картин.
Н.К.Рерих. Ведущая. 1943 г. Международный Центр Рерихов, Москва
Одна из них, "Ведущая", в аллегорической форме передает тонкие и глубокие взаимоотношения, на всю жизнь связавшие Рерихов.
"Правда, справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду преображают всю жизнь вокруг молодого, сильного духа. И весь дом и вся семья - все строится по тем же благодатным началам", - писал Николай Константинович о супруге. Многие картины, творческие и общественные начинания Рериха стали результатом работы двоих. Большое влияние на молодых Рерихов оказали труды Рамакришны и его ученика Вивекананды. Особенно близкой им была идея о том, что служение Богу должно сопровождаться сознательной работой на общее благо, служением другим людям.
В начале XX века Рерихи познакомились с теософией, с работами Елены Петровны Блаватской. Позже именно Елена Рерих перевела на русский язык "Тайную Доктрину". В творчестве Николая Константиновича нашли свое воплощение идеи и образы Живой Этики, Агни-Йоги, записанной через посредничество Елены Ивановны.
Н.К.Рерих. Звенигород. 1933 г.
БЕЗ РОССИИ
В 1916 году в связи с осложнениями после перенесенного годом ранее воспаления легких и по настоянию врачей Рерих вместе с семьей переехал в Финляндию, где они встретили революцию и оказались отрезанными от России.
Н.К.Рерих. Дочь викинга. 1918 г. Музей искусства народов Востока
У Николая Константиновича не было однозначного отношения к событиям 1917 года, но имелось очень четкое убеждение в необходимости сохранять культурные ценности от разрушения. Пока в 1918 году не была окончательно закрыта граница между Россией и Финляндией, он продолжал приезжать в Петроград и работать в Комиссии по охране памятников культуры и искусства. В 1919 году Рерихи переехали в Лондон, а в 20-м - по приглашению Чикагского института искусств - в Америку.
В октябре 1921 года в Нью-Йорке Николай Константинович основал Школу объединенных искусств, воплотив тем самым свою давнишнюю мечту - объединить под одной крышей разнообразные виды искусства. Основной идеей Рериха было открыть людям искусство как один из путей высшего познания: "Искусство объединит человечество. Искусство - неделимо. Искусство имеет много граней, но, тем не менее, едино. Искусство - явление грядущего синтеза.
Искусство - для всех. Врата „священного источника“ должны быть широко открыты для каждого, и свет искусства зажжет множество сердец новой любовью. Сначала это будет бессознательное чувство, но постепенно оно очистит сознание людей. Как много юных сердец ищут нечто реальное и прекрасное! Так дадим им это. Несите искусство людям - оно принадлежит им. Тогда у нас не только музеи, театры, университеты, публичные библиотеки, железнодорожные станции и больницы, но и тюрьмы будут прекрасными. Тогда и тюрьмы не будут нужны".
Параллельно в Америке с невиданным успехом проходили выставки картин Рериха, а в 1924 году даже был открыт первый в мире музей, посвященный его творчеству. С момента своего создания Музей Рериха приобрел практически все полотна художника и до сих пор является обладателем самого крупного их собрания.
ТРАНСГИМАЛАЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
В 1925-1928 годах состоялась грандиозная Трансгималайская экспедиция, прошедшая по маршруту Кашмир - Ладак - Китайский Туркестан - Алтай - Монголия - пустыня Гоби - Тибет - Гималаи - Индия.
Карта Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов (
больший размер)
Официально экспедиция имела научные цели и собрала богатейший этнографический материал; были привезены коллекции минералов, сделаны редчайшие фотографии древних изображений. На своем пути экспедиция Рериха столкнулась с невиданными физическими и политическими трудностями. Достаточно сказать, что в Гималаях экспедиционному каравану приходилось преодолевать перевалы на высоте около 5000 метров, долгое время быть на высоте более 3000 метров - и при этом продолжать работу. Пять месяцев, зимой, в летних палатках, при арктических температурах, экспедиция находилась под арестом в Тибете, так как местные власти подозревали в Рерихе шпиона и препятствовали его въезду в Тибет.
Трансгималайская экспедиция имела не только научные, но и иные цели, далеко выходящие за пределы "научного" понимания. Достаточно сказать, что своим маршрутом она повторила путь сокровенных странствий Будды и что, пока она продолжалась, Рерихи находились в тесном контакте с Махатмами - Великими Учителями человечества - и работали под Их руководством. Известно, что еще задолго до экспедиции, в Париже, Рерихи получили по почте необычную посылку - шкатулку с Камнем Чинтамани, легендарным сокровищем Востока, и этот Камень сопровождал их в путешествии по Гималаям. Впрочем, Рерихи никогда не стремились афишировать истинные цели экспедиции, прекрасно понимая, что они не могут быть поняты большинством и скорее всего будут извращены. Но, проявив невиданное упорство, а порою и рискуя жизнью, они не отступили от цели и завершили экспедицию.
МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ
Н.К.Рерих. Sancta Protectrix (Святая Покровительница, Мадонна Защитница). 1933 г.
В 1928 году, после возвращения из экспедиции, Николай Константинович вплотную приступил к осуществлению задачи, ради которой долго трудился до этого.
Речь идет о знаменитом Пакте Рериха, призвавшем
на международном уровне к защите культурных ценностей от разрушения во время военных действий. В тексте Пакта, в частности, говорится, что "образовательные, художественные и научные заведения, художественные и научные миссии, их персонал, собственность и имущество... считаются нейтральными и подлежат защите и охране воюющими сторонами. Защита и охрана вышеуказанных организаций и миссий на всей территории принадлежит суверенитету глав договаривающихся сторон (главам государств мира), без какой-либо дискриминации со стороны государства относительно любого специального учреждения или миссии...
Памятники, организации, коллекции и миссии, зарегистрированные таким образом, могут вывесить отличительный флаг... который оповестит об их специальной защите и охране воюющими сторонами, правительствами и народами всех глав договаривающихся сторон".
Н.К.Рерих. Знамя Мира. Pax Cultura. 1931 г.
В качестве "отличительного флага" Рерих предложил изображение, названное Знаменем Мира: три красные сферы на белом фоне, вписанные в красную окружность.
Это изображение не являлось новым, встречалось во многих древних источниках и символизировало, по замыслу Рериха, религию, науку и искусство в круге культуры. Другое прочтение - прошлое, настоящее и будущее в круге вечности. Задачей Знамени Мира было защищать произведения искусства точно так же, как Красный Крест защищает человеческие жизни. 15 апреля 1935 года в Белом Доме в присутствии президента Рузвельта был подписан договор Пакта Мира, к которому присоединилось более 20 стран.
Подписание Пакта Рериха в Белом Доме (Вашингтон). Сидят: в центре Ф.Д. Рузвельт. 15 апреля 1935 г.
"УРУСВАТИ"
После возвращения из Центрально-азиатской экспедиции Рерихи поселились в Индии, в долине Кулу. Николай Константинович основал Гималайский институт научных исследований "Урусвати", что в переводе с санскрита означает "Свет утренней звезды". Под руководством Юрия Рериха, сына Николая Константиновича, собирались и переводились древние манускрипты, изучались полузабытые диалекты. В институте велась широкая деятельность по изучению и сбору лекарственных растений; был составлен первый в мире атлас тибетских лекарственных трав. С институтом "Урусвати" сотрудничали многие путешественники и ученые, среди которых, например, были Свен Гедин и Альберт Эйнштейн.
Сам Николай Константинович за время работы в Кулу создал одни из самых глубоких и философских своих полотен. В них он запечатлел образы подвижников, Учителей, в разные времена и в разных странах передававших людям искры вневременной Мудрости и зажигавших в них огонь Духа.
Сегодня вряд ли найдется человек, который ничего не слышал бы о Рерихе. Николая Константиновича помнят как художника, ученого, общественного деятеля, философа, путешественника. Его многогранность поражает, волнует, вдохновляет. Но есть в этой многогранности удивительный стержень, объединяющий столь разные стороны его широкой натуры. Подобно тому как Куинджи учил его видеть в искусстве прежде всего духовность, сам Рерих старался в каждом человеке разбудить его творческий, духовный потенциал. "Зажигайте сердца!" - таким был его девиз.
Источник СЕРИЯ "SANCTA" ("СВЯЩЕННАЯ") НИКОЛАЯ РЕРИХА
Серия "Sancta (Санкта)" ("Священная") Николая Рериха, состоит из шести картин. Эту сюиту Н.К.Рерих создал в течение одного года во время своего пребывания в Америке в 1922 г. Вся она посвящена одной теме - Руси Великой.
Крупнейший знаток и биограф жизни и творчества Николая Константиновича Рериха Павел Фёдорович Беликов в своё время писал: "В этих полотнах Рерих мастерски воссоздаёт близкие его сердцу родную природу и древнерусскую архитектуру. На их фоне разворачиваются сцены из жизни русских подвижников. Их бесхитростный труд, их духовная чистота переданы так захватывающе, так искренне, что картины эти и теперь, через десятки лет, не перестают волновать зрителя. Тогда же для американцев они явились откровением. Тоскуя по Родине, Рерих прославлял нравственную силу народа, ту гармонию бытия, которая достигается в слиянии с природой, в мирном труде и человечности".
Н.К.Рерих. И мы видим ("И узрим"). Из серии "Sancta". 1922 г.
Н.К.Рерих. И мы приносим свет. Из серии "Sancta". 1922 г.
Н.К.Рерих. И мы открываем врата. Из серии "Sancta". 1922 г.
Н.К.Рерих. И мы продолжаем лов. Из серии "Sancta". 1922 г.
Н.К.Рерих. И мы трудимся. Из серии "Sancta". 1922 г.
Н.К.Рерих. И не убоимся [И мы не боимся]. Из серии "Sancta". 1922 г.
Н.К.Рерих. Спас на Нередице. 1899 г.
Ростов Великий. 1903 г. Государственная Третьяковская галерея
Н.К.Рерих. Единоборство Мстислава с Редедей. 1943 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Н.К.Рерих. Покорение Казани". Эскиз панно для вестибюля Казанского вокзала в Москве. Эскизы написаны в 1913-1914 годах в нескольких вариантах. Само панно было уничтожено в 1933 году. Национальная галерея Армении, Ереван
Н.К.Рерих. Сеча при Керженце. (эскиз панно для Казанского вокзала) 1911 г. Частное собрание
Н.К.Рерих. Пейзаж с часовней. 1910-е г.
Н.К.Рерих. Сокровище Ангелов. 1905 г. Константиновский дворец, Стрельна
Н.К.Рерих. Эскиз росписи церкви Святого Духа в Талашкино. 1909 г. Смоленский государственный музей-заповедник
Н.К.Рерих. Спас и князья святые. Мозаика южного портала Троицкого собора Свято-Успенской Почаевской Лавры. 1910. Выполнил В.А.Фролов. Украина, Теропольская обл. (
источник)
Н.К.Рерих. Пречистый град - врагам озлобленье. 1912 г. Частное собрание
Н.К.Рерих. Небесный бой. 1912 г. Государственный Русский музей
Н.К.Рерих. Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. 1914 г.
Н.К.Рерих. Покаяние. 1917 г. Музей Н.Рериха, Нью-Йорк
Н.К.Рерих. Никола Можайский. 1920 г. Государственный музей искусства народов Востока
Н.К.Рерих. Голубиная книга. 1922 г. Государственный музей искусства народов Востока
Н.К.Рерих. Помни. 1924 г
Н.К.Рерих. Жар-Цвет. 1924 г. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Н.К.Рерих. Ойрот - Вестник Белого Бурхана. 1924 г.
Н.К.Рерих. Книга мудрости. 1924 г.
Н.К.Рерих Красные кони. Серия "Майтрейя (Красный всадник)". 1925 г. Нижегородский художественный музей
Н.К.Рерих. Знамя грядущего. Серия "Майтрейя". 1925 г. Нижегородский художественный музей
Н.К.Рерих. Мощь пещер. Серия "Майтрейя". 1925 г. Нижегородский художественный музей
Н.К.Рерих. Твердыня стен. Серия "Майтрейя". 1925 г. Нижегородский художественный музей
Н.К.Рерих. Сергий-строитель. Серия "Знамена Востока". 1925 г. Частное собрание
Н.К.Рерих. Чаша Христа. Серия "Знамена Востока". 1925 г. Музей имени Н.К. Рериха, МЦР, Москва
Кришна. Весна в Кулу. Серия "Кулу". 1929 г.
Н.К.Рерих. Заратустра. 1931 г. Государственный музей искусства народов Востока
Н.К.Рерих. Вечная Матерь. Жанна д'Арк. Триптих. 1931 г. Частное собрание
Н.К.Рерих. Цветы Тимура (Огни победы). 1931 г. Государственный музей искусства народов Востока
Н.К.Рериха. Меч Гэсера. 1932 г. Государственная Третьяковская галерея
Н.К.Рерих. София Премудрость (София). 1932 г. Музей Н.К.Рериха
Н.К.Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1932 г. Государственная Третьяковская галерея
Н.К.Рерих. Странник Светлого Града. 1933 г.
Н.К.Рерих. Христос в пустыне. 1933 г. Музей имени Н.К.Рериха, МЦР, Москва
Н.К.Рерих. Искушение Христа. 1933 г. Государственный Музей Востока, Москва
Н.К.Рерих. Гималаи. Розовые горы. 1933 г.
Н.К.Рериха. Тибет. Гималаи. 1933 г. Музей Н.К.Рериха
Н.К.Рерих. Русская Пасха (С нами Силы Небесные). 1934 г. Музей-галерея "Новый Эрмитаж-1". Москва
Н.К.Рерих. Чаша Будды. 1934 г. Государственный художественный музей Латвии, Рига
Н.К.Рерих. Великий дух Гималаев. 1934 г. Музей Н.Рериха, Нью-Йорк
Н.К.Рерих. Сострадание. 1936 г. Латвийский художественный музей
Н.К.Рерих. Путь. 1936 г. Латвийский художественный музей
Н.К.Рерих. Аджанта (Cкальные храмы). 1938 г.
Н.К.Рерих. Юрты. Монголия. 1940 г. Частное собрание
Н.К.Рерих. Гэсер-хан. 1941 г. Мемориальная музей-квартира Ю.Н.Рериха
Н.К.Рерих. Ярослав Мудрый. 1941 г. Государственный Музей Востока, Москва
Н.К.Рерих. Александр Невский. 1942 г. Частное собрание
Н.К.Рерих. Бэда-проповедник. 1942 г. Новосибирская картинная галерея
Н.К.Рерих. Ведущая. 1944 г. Государственный музей искусства народов Востока
Н.К.Рерих. Помни. 1945 г. Государственный Русский музей
Н.К.Рерих. Весна священная. 1945 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Н.К.Рерих. Клад захороненный. 1947 г. Государственный Музей Востока, Москва
Н.К.Рерих. Обитель Гесэра. 1947 г. Государственный Музей Востока, Москва
Н.К.Рерих. Указ Учителя. 1947 г. (последняя неоконченная работа). Государственный музей искусства народов Востока
Н.К.Рерих. Ангел Последний. 1942 г. Государственный Музей Востока, Москва
*
Источник