World of Warcraft. Обзор дополнений: Часть 2

Oct 26, 2023 20:27







В предыдущей серии. MMORPG под названием «World of Warcraft» бьет все рекорды, становится главной игрой поколения, но не может удержать огромную аудиторию, она сокращается. После рекордного дополнения WOTLK два следующих дополнения постепенно теряют аудиторию. Разработчикам и издателям из «Blizzard» нужно что-то делать.

Однако они встанут на путь, который выведет игру на новую вершину, но затем заведет WoW в токсичное болото.

Ну а я, казуальный игрок и большой фанат вселенной «Варкрафт», продолжу сагу о непростом пути великой игры.

image Click to view



Warlords of Draenor/WoD - Версия 6.0 (2014)

В 2014 году презентационный ролик нового дополнения провозгласил, что «Близзы» решили вернуть аудиторию самым простым способом - паразитированием на ностальгии. Что такое «Варкрафт» для многих? Это война условно хороших людей с условно плохими орками. С этого франшиза началась, к этому она вернулась в дополнении WoD. По сюжету бывший вождь Орды орк Гаррош сбежал из тюрьмы и отправился в прошлое на планету Дренор. Там он убедил орков не слушать иностранного агента Гулдана, который в оригинальной линии времени продал орков в рабство демонам Легиона, а те сделали орков бесплатным пушечным мясом в своей войне (Где-то я видел подобный сюжет, вот только где?). Однако Гаррош не был благотворителем. Он сам объединил орков в армию и готов направить ее в мир будущего, чтобы сыграть матч-реванш. Так ли иначе, наши герои должны отправиться в прошлое и сразиться со старыми вождями орков.

Расы. Новых рас тут нет. Как и классов. Однако были кардинально обновлены модельки большинства рас, прочих персонажей, улучшили окружение. Весь графон серьезно подтянули.

Гарнизон. Однако селлинг-поинтом была система гарнизона. Игроки давно просили ввести собственные дома для персонажей. Тем более, в других MMORPG такое уже было. И «Близзы» ввели дома. С нюансом. Это был целый гарнизон с ворохом персонажей и систем. Выделялась система «последователей», эдаких личных покемонов. Кстати ее подрезали из АС. В этой славной серии с «Братства» до «Изгоя» мы отправляли покемонов на задание с вероятностью успеха, а по итогу покемоны приносили мелкие плюшки. Вот также в WoD. Но еще в гарнизонах были свои источники ресурсов для крафта и заработка. И понеслось. Экономика была сломана напрочь. Энтузиасты с помощью гарнизона зарабатывали гигантские состояния в виртуальной валюте (а некоторые потом продавали ее за баксы). А проблемы с контентом так или иначе вынуждали игроков сидеть в гарнизоне. Так хоть заработаешь.

Локации. Хотя регионы Дренора - это ремейки регионов Запределья, они получились интересными. Они - красивые и необычные. Иногда ты сам интуитивно понимаешь, что все это - другая планета.



Новинки. Их мало, зато испортили систему полетов. Теперь, что получить возможность летать по Дренору на честно купленном драконе, надо гриндить как не в себя. Впрочем, в моем обзоре «Легиона» про все это подробнее. Ну и максимальный уровень теперь - 100. Психологический барьер достигнут. Плюс появились первые локальные задания, которые прокачают позднее.

Сюжет. В целом, он рассказывает о борьбе с альтернативными орками из альтернативного прошлого альтернативного Дренора в альтернативном доме, который построил Джек. В итоге все вернулось к истокам, орки не смогли избежать своей судьбы, и в сюжет пришли демоны. Один из них, Архимонд, стал финальным боссом, и это вместе с перемещениями во времени окончательно сломало лор и здравый смысл. Но стоит отметить, что локальные сюжеты были хороши. Арка Гарроша так вообще прекрасна.

Итог. Начало дополнения вернуло в игру часть аудитории, и онлайн подрос. Но старт сопровождался техническими проблемами, да и не всем такой сюжет понравился. Потом навалились проблемы с выдачей контента. Его было мало, и выходил он редко. Народ или сидел в гарнизонах, или уходил. «Близзы» решили, что пора начинать жестко доить игру. Ввели Жетон, который фактически был покупкой внутриигровой валюты за реальные деньги. Ввели функцию покупки 90 уровня для персонажа. В итоге онлайн рухнул до 5,5 млн игроков в 2015 году, и больше открытой статистики не было. В 2016 году компанию покинули многие важные люди креативных специальностей. Например, главный сценарист Крис Метцен. Они успели поработать над будущим дополнением, «Легионом», но дальше все полномочия перешли новой команде.

Legion - 7.0 (2016)

image Click to view



Battle for Azeroth/BFA - 8.0 (2018)

В 2018 году после успеха «Легиона» новая команда разработчиков решила... снова вернуть WoW к корням (может, не надо?). «Варкрафт» - про войну фракций, значит, надо разыграть новую. И пофиг, что Орда и Альянс буквально вчера плечом к плечу сражались с демонами. Уже сегодня они вцепились друг другу в глотки. Стоит отметить, что подобные случаи были и в реальной истории, однако в сюжете WoW это буквально вымучили. Однако в начале сюжет интриговал, да и представили дополнение великолепным роликом. В нем не поскупились на режиссуру, показали необычные расы.

Расы. Новые расы в BFA есть. Их в дополнение добавляли постепенно, и новых рас в итоге набралось аж 10 штук. Круто? Увы, есть огромный нюанс. 9 из 10 - это вариации старых рас, переделанные модельки. Например, обычные орки - зеленые, а орки-магхары - коричневые. И т.д. Да, у них свои собственные геймплейные бонусы. Да, с точки зрения лора есть интересные предложения. Например, Дворфы Черного железа отличаются от обычных дворфов, и они давно были вписаны в лор. Но часть союзных рас - просто бездарности какие-то. И единственная реально новая раса - это вульперы, маленькие лисы. В итоге, если не считать вульперов, все это - какая-то халтура. В Азероте уже есть много интересных рас, но над ними же нужно работать, а не перекрашивать старые модельки. И что самое упоротое, для того, чтобы получить возможность играть за новые расы, надо было гриндить другим персонажем.

Локации. В BFA нам выдали два континента. Каждый - для своей фракции. Кул Тирас и Зандалар - важные части истории Азерота, и побывать на них было бы интересно. На каждом континенте есть по 3 региона, итого 6. Все они хороши. Мрачный загадочный Кул Тирас и вдохновленный ацтеками Зандалар прекрасны. Плюс в патчах добавили две новые локации: пустынный остров и обнажившееся морское дно. Они тоже хороши.



Новинки. Для BFA приготовили сразу два «принципиально новых» режима игры: Фронты и Островные экспедиции. В итоге они оба оказались сеансами гринда и избиения мобов без чего-то принципиально нового. Ну хотя бы попытались. Великолепные артефакты заменил один артефакт на всех, Сердце Азерот. И какая же это убогая замена. Вместо уникального для каждого классо-спека и сюжетно ценного предмета выдали одну на всех убогую цацку. Это провал. В патче 8.3 добавили систему Порчи с новыми уникальными баффами и дебаффами, но это уже было под конец. Потолок уровней подняли до 120, и это уже была нездоровая история. Качать нового персонажа, чтобы щупать актуальный контент, приходилось очень долго. Хотя, разумеется, уровни можно были купить за баксы.

Сюжет. Про странную завязку я уже сказал, теперь о самом сценарии. И видно, что над ним все-таки старались. Есть арки персонажей, много катсцен (что для WoW - редкость). Но основная идея все портит. Снова злодей - вождь Орды (вместо брутального Гарроша - коварная Сильвана), против которого восстает основная Орда и вместе с Альянсом снимает с должность. Прошло всего 2 дополнения с «Пандарии», где было все то же самое. Параллельно и внезапно начинается сюжетная линия с Нзотом, последним из Древних богов. В итоге финальным боссом становится сам Нзот, а сюжет окончательно рассыпается.

Итог. BFA начался очень успешно, дополнение ставило рекорды популярности на платформах типа «Twitch» (а реальную статистику снова не показали). Правда, сами «Близзы» ввалили очень много в рекламу и на время затащили в игру самого Мэддисона. Но затем аудитория начала разочаровываться в BFA и сценарных решениях. Апогеем ненависти стал финал дополнения с неудачным сюжетным роликом. В итоге отношение к WoW стало меняться на отрицательное. В то же время разрабатывался и вышел ремастер оригинального WoW (т.е. версия до BC), который существовал параллельно с BFA и явно оттянул на себя часть ресурсов.

image Click to view



Shadowlands/SL - 9.0 (2020)

В 2020 году, после провалившегося в репутационном плане BFA разработчикам надо было исправляться. И тогда они вытащили беспроигрышный козырь - загробный мир Азерота в дополнении SL. Это же какой простор для фансервиса. Ну как можно провалиться с такой идеей? Тем более, в этом дополнении планировали раскрыть интригу с неким таинственным злодеем, который давно был в тени и завершить большую сюжетную арку. Реальность оказалась трагичнее любых ожиданий.

Расы. Новых рас и классов не добавили. Однако значительно расширили кастомизацию для рас. Теперь можно детально настроить внешность своему персонажу. Это можно засчитать за 0,5 расы. Лайк от ролевика.

Локации. У нас тут целый новый мир, Темные земли. Ключевое слово - «новый». И он удался. Этот мир действительно выглядит и чувствуется необычным, он не похож на основной Азерот. 5 локаций (плюс одна для гринда, и еще есть отдельный Торгаст) - новые и самобытные, с четкой философией. У них хороший арт-дизайн. Бастион, Орибос и Арденвельд прекрасны. Остальные - именно страшные, что плюс в таком сеттинге. И это - что-то новое, а не паразитирование на старом.



Новинки. В качестве двух центральных новинок представили систему ковенантов и некий Торгаст. Ковенанты - интересная идея. Раньше фарм репутации у фракций был ужасен. Ты медленно фармил не репутацию, а нервный срыв. А у ковенантов есть четкие уровни, постоянные награды. База геймдизайна. А Торгаст - это режим рогалика. Я не люблю игры-рогалики. Не мое вообще. Но в WoW это была принципиально новая активность, чтобы просто побегать и пособирать новые билды. Для казуалов, которые не обязаны фармить его до посинения, неплохо. Но более увлеченные ребята выражали Торгасту очень много ненависти. Кроме того, разработчики решились на масштабную реформу, они «сплющили» уровни. Теперь максимальный уровень - снова 60. Весь остальной контент подогнали под новую систему. С одной стороны, для прокачки новых персонажей это был несомненный плюс. Пока качаешь 120 уровней, игра уже просто надоест. С другой стороны, множество регионов Азерота теперь буквально пусты. Если раньше хоть каким-то игрокам приходилось в них качаться, то теперь они никому не нужны. И это печально.

Сюжет. Увы, но тут провал на провале. Начнем с того, что фансервиса, необходимого для такого сеттинга, тут отсыпали просто пару грамм. Да, появляются в свое время погибшие персонажи. Кто-то даже попадает на первый план, иногда. Но их очень мало. И сцен их общения с живыми друзьями/родными/врагами тут практически нет. Казалось бы, уже вышло DLC к «АС Одиссее» про загробный мир, ну можно было подрезать крутые идеи про встречи живых героев с духами павших. Арка Сильваны, злодейки из прошлого дополнения, это просто позорище. Ну и как финальный гвоздь - унылый и совершенно нехаризматичный главгад, лысый великан. И оказалось, что это он стоял за всеми злодеями прошлых дополнений. Вот этот антихаризматичный дуб. Печально.

Итог. Если во времена BFA у аудитории оставались надежды и гуманизм, то SL ненавидели открыто. Начали это опытные игроки, которым пришлось гриндить в Торгасте. После упоротых сюжетных ходов вроде упомянутых или слива в унитаз души того самого Артаса дополнение возненавидели остальные. В свою очередь, по «Близзард» в то время сильно ударили две истории. В 2021 году разгорелся скандал с домогательствами. Неясно, что там происходило, да и такие истории из США всегда надо делить на 2. Но факт в том, что в итоге выгнали многих сотрудников, в том числе, работавших над WoW. Выдача и качество контента упали. А в феврале 2022 года «Близзов» заставили отрезать аудиторию из РФ и Беларуси. А это - огромная часть комьюнити и аудитории WoW. У нас «Близзы» и их вселенные всегда были популярны. Вот и новые финансовые потери. Справедливости ради, следующие дополнение «Близзы» полностью перевели на русский язык. Тут именно к ним вопросов нет. Как говорится, не они такие, жизнь такая.

image Click to view



Dragonflight/DF - 10.0 (2022)

И вот в 2022 году после всех скандалов и принудительного перетряхивания персонала «Близзы» показали пока что крайнее дополнение. Началось оно, как всегда, с ролика. И первый блин не был комом, а мерзким куском муки. Презентационный ролик DF отвратителен. Что происходит? Что за каменный мужик (который в сюжете появится в камео, и зачем он тогда был нужен)? Какая связь с дополнением, с его темой? Если старые ролики были эпичны и сразу давали нужное настроение (а некоторые вообще заставляли бежать предзаказывать игру как было у BFA), то тут вообще мимо.

Раса. Помню, я смотрел разные концепты возможных рас и думал, что поиграть за драконоподобную расу было бы неплохо. И «Близзы» подорвали даже самые низкие ожидания. Новая раса драктиры - это прям плохо. Они - оборотни, и плохи в обеих формах. В условно человеческой форме они похожи на дрэг-квинов. В драконьей форме это тощие непропорциональные уроды. И наберите воздуха в легкие! На них не отображается надетая броня. Я люблю играть за воргенов, у которых очень специфичные и странные модельки. Но на них вся броня налазила. На более стандартных и похожих на людей драктиров - нет. Позорище! Значит, нет смысла в трансмогрификации и прочем фэшне. Вот и минус система прогрессии. Лор у них слабый, появились они из ниоткуда и только сейчас. И класс им доступен только (!) один. Зато эксклюзивный!

Класс. Был неожиданно введен новый класс Пробудитель. Это уникальный класс только для драктиров. Не могу точно анализировать его, ибо не играл, но 5 копеек вставлю. Поиграв практически за все классы, я понял про них одну вещь. У класса должна быть какая-то крутая фишка, чтобы хотелось играть именно за него. Что-то особенное. Вот почему мне так понравились в свое время охотники на демонов с необычными навыками и геймплеем. И честно говоря, я считаю, что больше классов добавлять не надо. Баланс и так постоянно страдает. А сам пробудитель - никакой. Маг со стихийным уроном. Есть фишка с зажатием кнопки, но этого мало.

Локации. Наверное, в первый раз я поставлю отрицательную оценку в этом пункте. Здесь у нас новый континент, архипелаг Драконьих островов с 4 регионами. И все они - максимально никакие. Начальный регион Берега пробуждения еще более-менее и может удивить ландшафтом. Но дальше все хуже. Равнины Онары - калька с локаций Калимдора. Лазурный простор - калька с локаций Нордскола. А столица Талдразус похожа буквально на десятки старых локаций. Интересно изучать такие локации? Нет.



Новинки. Переделали систему талантов. Как? Наберите воздуха в легкие! Вернули деревья талантов, как было до «Пандарии». Лично мне нравилась система драфта. Ну и просто шило поменяли на мыло. Ввели новую систему полетов, доступную только на 4 определенных ездовых животных. Получается, коллекция животных, которая есть у каждого опытного игрока, на время спущена в унитаз. Зачем это было нужно? Еще переделали систему профессий. Это плюс, старая система была уж слишком устаревшей. А еще потолок уровней подняли до 70. The Cycle must continue (c)

Сюжет. В этом плане DF отличается от двух предыдущих неудачных дополнений. Однако он все еще плох. Только по-своему. Сценарии прошлых двух дополнений были именно неудачными, но у них был потенциал. До самого конца казалось, что сюжет может вырулить из ямы с грязью. Но DF слаб уже с самого начала. Он просто неинтересный. Сюжет DF вертится вокруг драконов, которые в сюжете были на четвертом плане, и про них рассказали и показали уже все. А вообще по лору драконы - беспомощные лузеры, которые потеряли все по глупости. В итоге у нас тут пережевывание по второму разу старых сюжетов и новая «Санта-Барбара». Новые злодеи и вышедшие на первый план положительные персонажи какие-то потешные для «Варкрафта». Я поймал себя на мысли, что это выглядит как «Могучие рейнджеры» с простеньким сюжетом и смешными злодеями. Я любил и люблю «Рейнджеров», но WoW и они - франшизы с разных планет. Это как великолепный ресторан со звездами «Мишлен» (а по меркам индустрии WoW - дорогая игра) и качественная шаверма за углом. Если в первом начинают готовить как во второй, то там явно какие-то проблемы. «Варкрафт» я считаю одной из лучших вымышленных вселенных вообще, и мне неприятно, что она оказалась на уровне низкобюджетного прикольного сериала.

Вообще DF - дополнение про бытовуху. Нужно ли это миру «Варкрафт»? Точно не в таких конских дозах как в DF. Да, в каком-то смысле про это же была «Пандария», которую я хвалил, но есть три важнейших нюанса. У «Пандарии» был великолепный лор с продуманной философией, красивейшие локации. Лор был совершенно новый, не паразитирующий на прошлых сюжетах, его хотелось изучать. Были крутые нововведения. Ну и в сюжете был твист с превращением бытовухи в войну фракций. Ничего подобного в DF не просматривается. Но на низовом уровне сценаристы старались. Например, есть великолепный квест про старого орка и драконов, который заставит пустить слезу даже самых черствых людей. Однако над основным сюжетом работали гораздо менее толковые люди.

Итог. Так как «Близзы» не публикуют статистику, об успехе дополнения можем судить по косвенным признакам. Например, по хайпу. И про DF ничего не говорят. Звенящая тишина. BFA и SL ругали, но хотя бы обсуждали, держали на хайпе (а как учит история «Cyberpunk 2077», отрицательный хайп тоже может приносить деньги). Плюс на сайтах, где отслеживается гонка прогресса сильных игроков участников этой гонки все меньше. А такие игроки - это буквально ЦА и постоянные клиенты.

Именно DF я считаю худшим дополнением. Да, в него можно играть, и я мог бы даже втянуться, если бы не шлагбаум от «Близзов». Но заслуги DF - это заслуги старых дополнений, а DF привнесло ерунду. Вообще появилась у меня теория. Может быть, «Близзы» решили вообще не напрягаться. Ведь есть немало тех, кому обязательно надо вкатить дозу WoW, а то их будет ломать. А ради остальной аудитории надо стараться, вкладываться. А они еще будут нос воротить. Зачем вообще стараться ради них, если можно просто обеспечить средне-минимальное качество продукта, и его купят постоянные клиенты?

Послесловие

Я заканчиваю этот пост 26 октября 2023 года. 3-4 ноября пройдет фестиваль «Blizzcon», на котором «Близзы» анонсируют следующее дополнение. Юбилейное 10-е. И как раз в компанию на большой пост вернулся Крис Метцен, один из тех, кто сделал WoW великим. С учетом перемен в компании и жесткого падения популярности WoW «Blizzcon 2023» будет решающим. Сможет ли Метцен вытащить WoW хотя бы на высокий уровень хайпа? Или игра будет и дальше сползать в болото? А еще сейчас «Близзов» присоединяют к «Microsoft», и как бы эти блаженные вообще не решили заморозить WoW. Они могут. Так или иначе, новости будут интересными.

warcraft, антология, игры

Previous post Next post
Up