Пра иканомику

Feb 13, 2009 04:54

Если из австрийской экономической школы вычесть британскую, то получим немецкую (ну или еврейскую, как посмотреть).

Исследуют каждый свое, кому что интересно. Тогда и нам можно, поди.

Я вот думаю, что когда человек стоит у прилавка и принимает решение, что именно купить, и купить ли вообще что-нибудь, то в рассуждениях участвуют не только сравнение субъективных факторов между собой - как минимум один объективный фактор все-таки участвует. Касательно этого универсального объективного фактора, как я понял, тоже большие терки в иканомике происходят.
И я вот сейчас придумал, что это не деньги, труд, земля, энергия или другие ресурсы - а Время. Время жизни, которое, по оценке данного человека, требуется для иного, альтернативного покупке, обзаведения этим товаром или услугой. Фактор абсолютно универсальный и абсолютно объективный - секунда у всех размерно одинаковая, дополнительной эмиссии и подделке практически не подвержена.

Взрослый человек вполне в состоянии оценить, скажем, количество времени, которое нужно ему для выращивания картошки на зиму. Три тяпки, шесть соток, казенный автобус, визиты в погреб и т.д. Либо просто купить - но для этого нужно отдать некоторое количество времени, которое уже не отдашь ни на что другое. Вот он стоит и выбирает, вполне объективно (хотя это не все факторы).

Это, скажем, не какое-то определенное время "труда". Так мы сначала сами не поставим в иканомическую схему время безделья, а потом сами придем с винтовкой вычеркивать эти часы из жизни "бездельничающих", или всю их жизнь целиком, потому что их "нет в схеме, значит не нужны", а потом окажется, что как раз это время и было главным двигателем.
И это не деньги, и не скорость поступления доходов, потому что деньги тоже не абсолютный эквивалент, многие вещи нельзя купить или продать за деньги, однако они участвуют в общественном обмене, и как-то соизмеряются. Любовь, дружба, блат - в деньгах не оценить, а вот во взаимном времени обмен сравниваем.
И не ресурсы, потому что они сами, по сути, товар. А вот именно время жизни "вообще", как оно идет в данный момент..

Но субъективно, конечно, и на него находится много коэффициентов, которые сильно усложнят юстировку.

Понятно, в первую очередь рассматривается время собственной жизни, "сколько пройдет времени, пока я компенсирую покупку своим привычным распорядком жизни". Но не обязательно - для той же картошки нужны помощники, скажем. А чужое время жизни, объективно точно такое же, субъективно может оцениваться "дешевле". Или наоборот, дороже - потрачу продукт своей недели на пустячок-подарок, который получатель и в пять минут бы не оценил, но по другим соображениям за пять минут того человека и своей недели "не жалко". А то и всей жизни (в юности могут иногда происходить такие помутнения рассудка, по слухам, хотя сам я таких дураков не встречал).

Да и время самой жизни постоянно меняет цену. Чего стоит минута ребенка или подростка, когда их впереди миллион миллиардов, светлых, солнечных и счастливых? Или возьмут человека в администрацию президента, и он немедленно преисполняется огромной значимости своей минуты, и полнейшнего презрения к жизни целых поколений. А потом уволят, и все меняется. А минута старика - каждая из которых медленна и похожа на соседнюю, как две капли воды, и мало осталось мест, куда их потратить, но как же их моментами становится жалко.

Или еще, допустим, лень. Вскопать огород самому - три дня. Нанять бригаду - потом неделю пиликать на скрипке в оркестре, и три часа пиления мозгов от жены. Но лень, лучше на стуле посидеть неделю и три часа.
Или "престиж". Работа по 15 часов в сутки, дома в трениках - но личный водитель, типа крут.
Или недооценка своего же будущего времени по сравнению с прошлым (раньше-то хреново пришлось, а вот за кредит как-нибудь в будущем авось выкручусь).

В общем, и так далее. Так что со стороны процесс принятия решения человеком, стоящим у прилавка, вряд ли моделируем. И даже не только потому, что стоимость его личного времени неизвестна - это плюс-минус можно предположить статистически, из социальных групп, а потому что вообще неизвестно, выберет он выгодный, равноценный или (объективно) убыточный обмен по времени.

Но в целом, видимо, человечество через обмен постоянно увеличивает друг другу количество "сэкономленного" времени, и уменьшает его физическую напряженность.
Путем взамообмена продуктами жизне-деятельности человечество максимизирует суммарное количество жизни-без-деятельности.

Не знаю, нафиг кому такая теория и дадут ли за нее мне Нобелевскую премию, но подозреваю, что нафиг никому не нужна и не дадут.
Previous post Next post
Up