Статья в журнал "Национальные проекты"

Feb 22, 2011 22:21


Воробьева Анна Сергеевна

Психолог-консультант фонда «Благотворительное общество "Адреса милосердия"»

Наше здоровье и успех лечения зависят от собственных усилий

Каждому из нас день за днем приходится делать выбор. Иногда речь идет о марке йогурта в магазине, иногда о будущем спутнике жизни. А порой встает такой сложный выбор, лечиться ли дальше или смириться со своим диагнозом. А если лечиться, то как?

Готовясь к написанию этой статьи, я прочитала множество историй о том, как врач говорил пациенту о невозможности лечения его заболевания. После выяснялось, что эта «невозможность» заключается всего лишь в высокой стоимости лекарства. То есть врач говорит пациенту: «Вы безнадежно больны, смиритесь, потому что у вас не хватит денег купить лекарство».

Или вот случай: врачи полгода не дают выписку с формулировкой «лечение за границей», сами при этом не оперируя, а просто наблюдая ребенка. Выписку дали, но поздно - ребенок умер. Может, кому-то было выгодно не давать выписку (ведь речь идет о больших деньгах), а может, у кого-то были дела поважнее, но ребенка не вернуть.

Что делать в таких ситуациях? Нужно брать все в свои руки и действовать: искать другую больницу, менять врачей, ехать в другой город или страну, но не ждать. Для тяжелобольных пациентов каждый день дорог.
К сожалению, в российской системе здравоохранения при лечении раковых заболеваний все настолько неустойчиво и неоднозначно, что не стоит верить всем и каждому с первого слова. Нужно самому включать голову и принимать решения.
Реакция на диагноз «рак» может быть разная. В конечном счете, есть только два пути: смириться и принять его - либо бороться дальше.

Врачи сами зачастую вынуждают пациентов смириться с диагнозом и доживать свое. Действительно, перед вами стоит серьезный человек в белом халате, с высшим образованием, который знает об этой страшной болезни больше вашего. Но почему же ответственность за такое серьезное решение перекладывают на врача? Разве это он решает за пациента: бороться или нет? В ходе лечения врач - помощник, который дает вам рекомендации и предлагает технологии решения сложившейся ситуации. С ним можно согласиться и делать все, что скажет, а можно, например, пойти к гадалке, делать заговор на здоровье. Выбор есть всегда.

Пару слов о лечении в Германии. Как только там человеку ставят диагноз «рак», к нему тут же прикрепляют психолога, который ведет его на протяжении всей болезни. Всех, кому пришлось в раннем возрасте столкнуться со смертью и тяжелой болезнью, распрощаться с привычным укладом жизни, там считают по определению неспособными самостоятельно справиться с этим. Если же отказываешься от психотерапии, то отказывают и в лечении по страховке.

В России отношение людей к психотерапии и психологам сложное. Большинство из нас живет по принципу «разберемся сами», но есть и те, кто считает всех психологов мошенниками. Больницы вывешивают информацию о возможности психотерапевтической помощи на доске объявлений «для галочки». Роль психологов выполняют сердобольные медсестры, нянечки, родственники. Однако такая помощь не является профессиональной и не дает нужных ресурсов для борьбы с тяжелой болезнью.

Такая борьба за жизнь и здоровье требует серьезных душевных сил. Приходится заново «складывать пазл» из встреч, отношений, работы, хобби вокруг новой действительности, в которой теперь есть такая неприятная вещь, как тяжелая болезнь. Нужно не только заново учиться жить, но и учиться применять технические средства, разбираться в терминах и диагнозах, искать новые методы лечения в России и за рубежом и много чего еще.

С постановкой страшного диагноза возникает потребность в поиске немалых финансовых средств (как подсказывает опыт: если есть желание, то деньги найдутся), пациентам необходима поддержка родных. Да, все это очень тяжело, гораздо проще сдаться. Только тогда уже точно не будет шансов на выздоровление. Тогда вообще ничего не будет.
Врачи бывают разные. Как и в любой сфере деятельности, есть профессионалы, горящие на работе, готовые сделать все, чтобы спасти своего пациента, а есть откровенные неучи и лентяи, которым попросту все равно. Им безразлична жизнь пациента, их близкие, и в конце концов, они сами.

Так возьмите же ответственность за свое здоровье на себя. В любом случае вы принимаете решение: жить дальше полной жизнью или смириться со своим диагнозом.

Великолепным примером невероятной борьбы за свое здоровье и желание жить является случай Алексея Скуратова. Его диагноз - темноклеточная аденокарцинома. У него было уже десять операций, порядка двадцати лучевых терапий и больше шестидесяти (!) химиотерапий. Он месяц пролежал в коме и сам из нее вышел, когда врачи уже не ждали.

Первое время Алексей лечился в Красноярске, где жил и работал. Однако лечение на определенном этапе потребовало более современной технической оснащенности, чем могла предоставить больница Красноярска. Тогда он принял решение лечиться за границей.

Врачи говорят о его уникальном случае, потому что такой борьбы в истории медицины, пожалуй, еще не зафиксировано. Он не просто выживает, он живет полной жизнью, несмотря на серьезные потери «запчастей» (у Алексея удалено более половины ЖКТ, что считается не совместимым с жизнью). Работает по своей основной специальности программистом и сотрудничает с благотворительным фондом, катается на лыжах и велосипеде, любит готовить. Это притом что 16 из 24 часов находится под капельницей, через которую он получает все питательные элементы, поскольку обычная еда усваивается всего лишь на 20%.
Алексей показывает нам качественно иной подход к лечению и к жизни с диагнозом «рак». Абсолютно все врачи (и в первую очередь сам Алексей) уверяют, что ход лечения и выздоровление на 100% зависят от него, от прикладываемых усилий, от общей «счастливости».

Сейчас Алексей проходит очередной курс химиотерапии стоимостью в 30 000 евро в кредит в Мюнхене. Сегодня все следят за очередным этапом его лечения. Алексей первопроходец для всех нас. Именно поэтому мы должны ему помочь.

Живой журнал Алексея: skur-a.livejournal.com



благотворительность, Леша, рефлексия, онкология, фонд, я, статья, Благотворительность, Живой

Previous post Next post
Up