Маяки Онежского озера-1.Ивановские острова.

Apr 23, 2024 15:11

Этой весной меня совершенно внезапно,как злостного нарушителя трудовой дисциплины,выгнали во внеочередной отпуск,и я впала в раздумья,куда же податься.Шило в одном месте так и покалывало,что надо бы снова сьездить в Карелию,и заодно разведать возможности досягаемости онежских маяков.Возможности оказались прекрасными (и нифига не дешевыми,но чо уж там,живем один раз,смысл сидеть жабится над зарплатой).
Итак,один прекрасный день начался с выезда от памятника Петру Великому в сторону Ивановских островов.
Ивановский маяк



Одни из ближайших к городу,в сезон они очень популярны как место рыбалки и отдыха,а зимой народ с удовольствием бегает из Петрозаводска на льду на лыжах.Исторически острова числились в ведении Олонецкого горного правления,а в 1872 году Мадостров и Педай переданы городу Петрозаводску в обмен на участок городского выгона.В конце XVIII века около Ивановских островов разбилось судно, перевозившее живорыбный садок с рыбой для пруда дачи олонецкого и архангельского губернатора Т. И. Тутолмина, после чего в Петрозаводской губе стали обитать сомы и осетры.На Никольском острове до революции существовала часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая. На островах жили служители Ивановских створов и маяка. Острова традиционно служили местом заготовки дров для нужд города Петрозаводска.В 1960 году Онежским техническим участком старый деревянный маяк был заменен на новый металлический высотой 25 метров.На маяке первоначально был установлен ацетиленовый фонарь, впоследствии свет стала производить электрический фонарь, получавший электричество от небольшой электростанции, установленной на острове.


Сам по себе маяк закрыт,часть лестницы спилена,подняться наверх в настоящее время не представляется возможным.
Вдоль берега натащило мощную гряду торосов,так что грех было не залезть наверх и не полюбоваться.


Свежая трещина




и наш челн


В годы гражданской войны на острове были отрыты оборонительные укрепления на случай нападения на город белых. Силами 47-го батальона военного строительства на островах была сооружена артиллерийская батарея для нужд Онежской военной флотилии, которая после расформирования флотилии была законсервирована. Для наблюдения за кораблями противника Ивановский маяк был соединён телефонной линией с Петрозаводском.
В начальный период Великой Отечественной войны близ Ивановских островов проходила линия эвакуации жителей Петрозаводска,которых вывозили водным транспортом в города Пудож и Вытегру.27 сентября 1941 года из района села Деревянное финская армия нанесла артиллерийский удар по барже № 485, на борту которой находились эвакуируемые гражданские беженцы.В результате удара баржа затонула. Команда буксировавшего баржу парохода «Кингисепп» смогла спасти 78 из 119 пассажиров.
Во период финской оккупации острова являлись укрепрайоном для города Петрозаводска, Ивановский остров на время оккупации получил название Луккосаари. На территории островов до сих пор сохранились доты, остатки зенитных установок и другие оборонительные сооружения.
Пользуясь оттепелью и тем,что рекордно толстый снег уплотнился и прекрасно держал,мы пробежались вдоль острова.
Раздолбанное укрытие






прекрасно сохранившийся бронекупол


На противоположной оконечности острова располагалась батарея.




орудийный дворик (качество финского бетона неизменно радует)






Солнце тем временем начало припекать совсем по-весеннему,так что мы напились чаю и со свистом полетели дальше,в сторону Клименецкого маяка.

Онега, Север, Ивановские острова, путешествия, маяки

Previous post Next post
Up