Этим летом нам удалось увидеть Кронштадт с неожиданной стороны.Обычно,как встанет лед,мы совершаем традиционные прогулки на форты и маяки (эта зима,похоже,станет нехорошим исключением из правил),но и поплавать не грех.
Проплываем мимо Кроншлота и Верхнего Николаевского маяка.
Задний створный маяк БКР
Петр Великий и китайцы.
Движемся дальше,мимо Лесной гавани и Кронштадтского морского завода.Нам туда нельзя,закрытая территория,но телевик позволяет увидеть многое.Было бы очень интересно побывать на самом заводе,и не только с точки любования старинной промышленной архитектурой (а я уверена,там есть что посмотреть,и было бы очень жаль,если когда-то это будет утрачено) но вряд ли это реально.
Корабли)
Заводская гавань и корабли,отжившие свое.Теперь их потихоньку вытаскивают и распиливают.
Выходим обратно в залив и движемся в сторону "Пьяного маяка"-как ни странно,практически единственного из кронштадтских,на котором нам не удалось побывать.
Передний створный маяк Морского канала , построенный в 1914 году датской фирмой «Христиани и Нильсен», представляет из себя выкрашенную в белый цвет восьмигранную железобетонную башню, сужающуюся кверху. Высота башни - 19 метров. Маяк с подводным основанием установлен на глубине около 2,8 метра. Для придания большей жесткости сооружению, башня поделена на этажи двумя перекрытиями-диафрагмами.Практически сразу после окончания строительства, маяк дал значительный крен, за что получил прозвище «Пьяный маяк». Ныне маяк недоступен для любителей маяков и фотографов.А мы движемся дальше,в сторону форта Рисбанк (Павел 1-ый).
Павел был и остается одним из самых любимых фортов,после Зверева и Чумного,разумеется.И самым невезучим из всех фортов Кронштадта.
Изначально на его месте стали строить батарею на ряжах с двумя бастионами, соединёнными куртиной, к югу от фарватера в 2 км западнее Кроншлота.Завершено строительство было в 1801 году, на батарее с фронтом обороны 408 м разместилось 66 пушек и мортир. Название эта батарея получила Рисбанк, в переводе с немецкого - «засечка на отмели». После этого в 1808 была построена ещё одна батарея в тылу Рисбанка, вооружённая 19 орудиями.Всё это, кроме западного бастиона, было уничтожено стихией в 1824 году. Но батарею быстро восстановили, и при этом надстроили второй ярус на высоте 7 м от ординара. Орудия расположили в галерее, построили также караульное помещение и склад боеприпасов.В 1834 добавили ещё 3 куртины на ряжах и 2 казармы, а также пороховые склады, после чего количество пушек увеличилось до 122, а обслуживающих их солдат - до 610.Для улучшения обороноспособности решено было заменить деревянную батарею каменным фортом, и в 1844 году утверждён проект Дестрема. Николай I оценил успешность его проекта по возведению форта Александр I, но внёс некоторые изменения в его проект с целью сокращения сроков строительства и уменьшения расходов - укрепления должны были быть возведены на месте внутренней гавани форта,так что строители и материалы могли быть размещены прямо на батарее, что избавляло от необходимости каждый день перевозить их в Кронштадт и обратно. Стройка шла быстро,однако до начала до Крымской войны строительство завершить не успели, и вооружать начали ещё не достроенный форт. Всего здесь разместили 171 орудие.Между фортами «Павел» и «Александр» впервые в мире было установлено минное заграждение, которое не позволило англичанам атаковать город в 1854 году. Гальваническую батарею расположили на форту «Павел I». В июне этого же года в районе левого фланга и горжевой части форта «Павел I» расположили 92 мины ударного действия системы Нобеля. Мины расположили на глубине 3,6 метров и на расстоянии в 24 метра друг от друга. Англичане вынуждены были ограничиться обстрелами издали после того как на минах подорвались 2 их корабля.Строительство форта продолжилось и после окончания войны в 1856 году - и в результате в 1859 году здесь было более 200 орудий и 1000 человек.
Традиционный ракурс и широко известные в узких кругах болотники
Тележки для мин,изуродованные взрывом.Известно,что взрывов на Рисбанке было два,первый в 1919 году,который в целом не нанес очень серьезных повреждений форту,однако тот был выведен из состава обороны,но остался хранилищем боеприпасов.На форте находилось до 30 000 мин заграждения в полной боевой готовности и большое количество взрывчатых веществ для снаряжения снарядов и торпед. Охрана состояла всего из 10 матросов.
Вот таким форт был на сохранившихся фотографиях
Конец Рисбанка наступил 20 июля 1923 года,когда на форт высадилась компания из 9 моряков с линейного корабля "Парижская коммуна".Согласно судебным документам,
"Вечером 19 июля 1923 года военные моряки линейного корабля «Парижская коммуна» - котельный механик Борисов, трюмный старшина Путилин, трюмные ученики: Пронин, Сизов, Колеров, Писарев, Логинов, Иванов и трюмный машинист Чижов (дело в отношении трех последних прекращено распорядительным заседанием Балтийского флота от 7 декабря 1923 года), получив от 1-го помощника командира Добровольского разрешение взять шлюпку, под командованием котельного механика Борисова пошли под веслами кататься по заливу. Проходя мимо форта «Павел»,представлявшего из себя склад бракованных мин, Борисов, под предлогом дать команде оправиться, направил шлюпку к форту, где и пришвартовались, так как охраны на форту не было и доступ на таковой был свободен, приказав военному моряку Сизову остаться у шлюпки дневальным, сам с остальной командой высадился на берег для осмотра форта. Внутри каменного укрепления форта военморы обнаружили разбросанные японские грелки, назначение которых для многих было неизвестным. Обратившись за разъяснением к Борисову и получив таковое, военные моряки Пронин, Путилин и Сизов разожгли при Борисове означенные грелки (свечки) и, бездельно размахивая ими стали ходить среди мин; на это Борисов не обращал никакого внимания. Через некоторое время Сизов, Колеров и Путилин и подошедший к ним с горящей свечой Пронин, стали осматривать, через открытую горловину, содержимое одной из мин, на дне которой увидали что-то желтое - тол. Колеров, на вопрос Сизова, что это такое, ответил: «Динамит» и сразу же от мины отошел к другой группе военморов. Стоящий рядом Пронин, желая опровергнуть, что внутри мины не динамит, а просто ржавчина, в доказательство этого бросил в горловину зажженную свечку, от чего из мины показался дым, а затем и вспышка огня. Предполагая немедленный взрыв, находившиеся у мины военморы бросились бежать к шлюпке, увлекая за собой остальных. Собрав команду и усадив ее в шлюпку, Борисов быстрым ходом направился к кораблю и по прибытии доложил о случившемся Добровольскому. Последний, выслушав доклад и услыхав в это время - первый взрыв на форту, о случившемся по начальству немедленно не доложил, находясь под влиянием особого психологического состояния: борясь между чувством долга и человечности, - раздумывая над вопросом: выдавать или не выдавать Борисова, считая, что теперь все равно делу ничем не поможешь. О случившемся доложил лишь через сутки. Вспышка огня на форту и отходящая от последнего шлюпка была замечена с крейсера «Аврора», откуда Начальником военно-морского училища под командованием заведующего обучением Гедле была послана шлюпка с поручением догнать уходящую с форта шлюпку. Но последний, рассчитав, очевидно, невозможность задержать шлюпку, по собственной инициативе, направился прямо к форту, где, высадившись на берег, приказал горящую мину засыпать песком и заливать водой, а затем и сталкивать ее к воде. В это время мина взорвалась, убив троих военморов и ранив пятерых, в том числе и самого Гедле, который вскоре умер. Последующими взрывами - около одиннадцати - было увеличено разрушение форта после взрыва в 1919 г. и уничтожено около двухсот мин ."
Из авроровцев,участвовавших в попытке предотвратить масштабное возгорание и взрыв,погибло четверо.Девять человек были награждены отденами Красного знамени,в том числе и погибшие моряки.
Вот так банальное распиздяйство привело,как и всегда,к трагически последствиям.
http://rufort.info/library/kalinin3/kalinin3.htmlА мы покинули Рисбанк и уже через пять минут гуляли по Первому Южному.Тот практически целиком зарос дикими зарослями шиповника,малинником и мелкой осиной.
Погода начинала потихоньку портиться и всячески намекать,что мы ей надоели.Небо опустилось,стало тащить облака.Но последние полчаса перед ливнем мы все же успели урвать,вернувшись к Кроншлоту и Нижнему Николаевскому маяку.
на ход ноги прошли мимо Чумного с отдыхающим хипстером в окне и устремились к берегу
практически одномоментно погрузившись в машину с началом адской грозы.