К островам и маякам Выборгского залива-1.Рондо- маяк Ристиниеми.

Oct 15, 2019 18:27

С окончанием полевого и водного сезонов наконец появляется время систематизировать и оформить воспоминания прошедшего лета,которое было на редкость богато на впечатления.Начнем же с одного прекрасного дня,когда благодаря неутомимому Юрию Томину и его прекрасной лодке (во время последнего возвращения с Сескара я оценила особенно) нам удалось попасть в места,где довольно редко бывают люди.
Маршрут нашего путешествия начался с Чулковской бухты,миновав которую мы устремились в сторону острова Рондо.Какое-то время нам сопутствовали гуси



потом,за Вихревым и Маячным,нас окружало только море,да одинокий корабль тащился в сторону порта.


Два маяка - "морковка",она же Выборгский и Крестовый


Потихоньку приближаемся к Рондо.Остров относительно небольшой,но история его весьма и весьма интересна,за прошедшие двести с лишним лет он не раз становился ареной морских сражений,начиная с войны со Швецией 1788-1790 гг.,в частности в районе Рондо в 1790 году 22 июня шведская гребная флотилия в составе 80 канонерских лодок в ночь на 22 июня произвела нападение на отряд капитан-бригадира Лежнева в составе 4 линейных кораблей и 1 бомбардирского корабля, несший блокаду Выборгского залива в районе между островами Рондо и Пейсари. Нападение было произведено с целью отвлечения части русских сил, блокировавших шведский флот, что облегчило бы намеченный на утро прорыв флота противника из Выборгского залива.Примечательно,что активные боевые действия происходили в районе архипелага Питкяпаси,Березовых островов и Койвисто,где в один момент шведы вообще высадили с целью демонстрации сил трехтысячный десант со своей гребной флотилии.
Очень подробно и интересно об этом можно прочитать вот тут:
https://rgavmf.ru/books/boevaya-letopis-russkogo-flota/voyna-so-shveciey-1788-1790-gg




Светящийся знак Рондо


Ржавое железо рядом-остатки старого маяка


Стоит услышать шум мотора,и птицы срываются с воды.Летит несколько крохалей и один гаго-мужик (он слева,второй или третий по счету)


Но если птицы замечают нас и довольно быстро успокаиваются,занимаясь привычными делами,то пограничники даже после планового созвона на всякий случай убеждаются что мы это мы и мы должны быть в спасжилетах (хотя чем они нам в случае чего помогут при такой температуре воды в море,весьма дискутабельно).Но перечить пограничникам ни в коем случае не стоит,одеваем жилеты и катер уходит от нас на всех парах.


Солнце тем временем жарит невыносимо,чайки блаженствуют на камнях.
На берегу мы погружаемся в привычные одуряющие ароматы летних островов-подгнивших водорослей,чаячьих как и морской воды) Остров не большой,примерно за час-полтора мы спокойно обойдем его кругом.
После русско-шведской войны острова Финского залива долго пребывали в блаженной неге,лишь изредка беспокоимые местными рыбаками-финнами,но Вторая Мировая Война вновь заставила беспокоиться всех,кто обитал в тех краях.


Война шла не только на суше,но и под водой:
http://bgudkov.ru/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0-2/2-13-%D0%B4%D0%B5%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B1%D1%84-%D0%B8%D1%8E%D0%BD%D1%8C-%D0%B8%D1%8E%D0%BB%D1%8C-1944/
29 июля 1944 года в окрестностях острова Hондо была потоплена немецкая подлодка U-250.
https://rumarine.ru/books/3/V--D--Dotsenko_Morskie-bitvy-Rossii-XVIIII-XX-vekov/28
Лодка совершила один боевой поход и погибла во втором,когда после атаки U-250 торпедой G7e 56-тонного советского малого охотника МО-105 была замечена множеством кораблей и наземным постом на острове Рондо.МО-105 затонул, 20] советских моряков погибли, семеро спаслись, так как к месту взрыва немедленно прибыли другие советские корабли.Лодка была вынуждена лечь на грунт в попытке дождаться ночи у сняться с грунта под покровом темноты,однако эта попытка оказалась неудачной. В 19:10 МО-103 старшего лейтенанта Александра Петровича Коленко обнаружил U-250 гидрофоном и сбросил серию из пяти глубинных бомб. U-250 получила небольшие повреждения, однако с МО-103 сбросили следующие пять бомб, целясь по появившимся после первой серии пузырям воздуха. Одна из бомб взорвалась над палубой лодки, проделав огромное отверстие над дизельным отсеком. Вероятно, при этом был сорван приваренный лист, через который в лодку устанавливались двигатели. В 19:40 в районе с координатами 60°28′ с. ш. 28°25′ в. д. лодка пошла на дно. Шесть человек из центрального поста, в том числе командир субмарины, капитан-лейтенант Вернер-Карл Шмидт, сумели выбраться на поверхность, остальные 46 человек погибли.
Рота особого назначения Балтийского флота определила местоположение лодки на глубине 36 метров, на ровном киле с креном 14 градусов на правый борт, и обследовали дыру над дизельным отсеком. Немцы попытались заминировать место гибели лодки, но эта операция провалилась после подрыва одного катера-постановщика S-80 в ночь на 1 сентября. Под прикрытием дымовой завесы и при сильном противодействии германских торпедных катеров и финских береговых войск лодка была при помощи двух понтонов поднята, 14 сентября прибыла в Кронштадт, 15 сентября поставлена в сухой док. На её борту были обнаружены секретные документы и шифровальная машина «Энигма». Особенный интерес у специалистов вызвала неповреждённая секретная торпеда Т5 «Цаункёниг», оборудованная системой акустического самонаведения, которую в дальнейшем вместе с советскими изучали и британские военно-морские эксперты.Лодка вызвала величайший интерес у советских кораблестроителей. Несмотря на то, что к тому времени лодки типа VII уже не являлись новейшими, находясь в серийном строительстве более 5 лет, конструкция субмарины была высоко оценена советскими кораблестроителями. Главком ВМФ Н.Г. Кузнецов издал специальное распоряжение о приостановке ведущихся разработок нового проекта средней подводной лодки (проект 608) до изучения трофейной «немки». Были даны распоряжения изучить не только саму лодку, но и обмундирование, и довольствие германских подводников, для использования германского опыта в этих областях, изучения зенитных автоматических пушек, установленных на лодке.C 12 апреля по 20 августа 1945 года бывшая U-250 под именем ТС-14 входила в состав ВМФ СССР в качестве опытного корабля под командованием А.А. Левицкого. Планировалось восстановление лодки, однако из-за тяжёлых повреждений и отсутствия запчастей ТС-14 была выведена из состава флота и на Ленинградской базе «Главвторчермета» на Турухтанных островах разобрана на металл.
Остатки старого финского маяка (внимательные вполне увидят дыры от осколков и пуль)




ну,и снаряды,собственно ,валяются на берегу среди валунов,так что надо быть весьма острожным


После войны остров снова накрыла волна забвения,световой знак здесь автоматический,люди здесь не обитают,и сейчас он густо зарос рябиной,ольхой,березой и можжевельником,так что основной население здесь крылатое-чайки,гуси,крохали и утки.
Продираемся сквозь кусты и следы войны на оконечность острова






На острове великое множество ландышей и фиалок


Есть даже буй,но он неживой


красивейшие заросли купены и земляники




настоящее пиршество жизни


Ход сообщения между позициями


гуси сваливают в сторону полуострова Киперорт


остатки укреплений


Потихоньку заворачиваю на мористую сторону острова,здесь растительность совсем другая-здоровенные можжевельники ,и чуть дальше-березы


Мористый берег острова разлизан волнами до крупных валунов,скакать по такой булыжной мостовой на самом деле довольно удобно,нужен только навык)




Перескакивая с одного валуна на другой случайно чуть не наступаю на чью-то квартиру с мягкими полами из мха)


Под конец меня слегка задолбало скакать по камням и я спрямила через остров,по пути наткнувшись и на чудесную поляну фиалок


и на остатки какого-то ветхого домика,от которого осталась только груда сгнивших бревнышек.
На берегу уже наткнулась на растение,которого никогда не видела и не знаю что это.


Мы уходим с острова,оставляя его крылатым хозяевам


День очень тихий и жаркий,лодка летит по гладкой воде,изредка пересекая золотистые полосы-пыльцу с цветущих сосен на материке,которую ветер занес так далеко.


Вот и маяк Ристиниеми.Судя по фотографиям,отважные люди залезают сюда зимой,но без веревки это просто никак-местами лестницы из скоб уже не существует.


Поэтому мы потихоньку обходим его кругом и оставляем позади.Курс на "морковку"!

острова, в ебеняхЪ, забытые миры Балтики, птицезыринг, вода, Рондо, путешествия, ветер и камни, Финский залив, шило в моей жопе

Previous post Next post
Up