Лохья,Церковь Святого Лаврентия

Jan 16, 2018 20:06

Путешествующим по Финляндии искренне советую заглянуть в город Лохья,который почему-то лежит в стороне многих туристических маршрутов,хотя здесь находится одна из самых симпатичных церквей "из серого камня",как их принято называть-и третья по величине в Финляндии.
Рассказ будет большим,так что будет уместно разбить его на две части-одну про церковь и росписи,другую про кладбище.



Точная дата строительства церкви святого Лаврентия не известна, но по дендрохронологическому исследованию , предполагают, что она была построена в 1230 - 1240 годах, вскоре после того, как был создан церковный приход в Лохья.Точное место расположения церкви также не известно,однако есть предположение, что каменную церковь возвели вокруг деревянной церкви.Так было принято делать и в других районах Финляндии, когда строили каменную церковь на месте деревянной.Самая старая часть церкви - ризница, а первые упоминания о церкви относятся к 1382 г.Церковная роспись по сухой штукатурке была сделана в первой половине 1500 годов. Они были предположительно подарены Тенне Тоттом, который являлся наместником города Раасепори (Расеборг) в 1490 - 1513 годах. В конце 1880 годов росписи были восстановлены и реставрированы (некоторое время они были скрыты под штукатуркой). Работы по реставрации росписей были проведены и в 1953-1957 гг.Саму церковь реставрировали по плану архитектора Эско Ярвентаус ( Esko Järventaus) в 1966 - 1968 гг. В 1982 году архитектор Ола Лайхо (Ola Laiho) спроектировал для западной части церкви, балкон для органа и орган.
От первоначальной колокольни сохранилась только нижняя, каменная часть, а как выглядела колокольня в целом, нет никаких упоминаний. Верхнюю часть колокольни построили в 1740 годах под руководством немецкого мастера Йохана Фридриха Шульца.На колокольне размещены три, разных по величине, колокола. Самый старый колокол, средний по величине, был вылит в Таллине в 1594 году. Самый большой -был сделан в г. Лохья , в 1624 году из старого, разбитого колокола, с использованием 400 кг. железа, подаренного короной для этой цели.


Мы были в Лохья 5 ноября,как раз после больших лютеранских церковных праздников,которые посвящены памяти усопших. 1 ноября отмечают День всех святых (Sollemnitas Omnium Sanctorum),а 2-го - День поминовения усопших верных (Die in Commemoratione Omnium Fidelium Defunctorum).1 ноября принято украшать могилы умерших родственников. В церквях традиционно 1 ноября служится Месса, посвященная Дню всех Святых. А ещё в каждом доме зажигают свечи и развешивают гирлянды, чтобы душам родных, которые возвращаются в этот день в свои дома, проще было найти родных.2 ноября служится месса,посвященная всем усопшим.На практике,это было воскресенье,поэтому народ в течении дня подтягивался со свечками на кладбище,ставил цветы,а собственно на службе,на которую мы попали случайно,народу было человек 20,преимущественно старше 50 лет.
Входящие в церковь встречаются с библейскими сценами,адаптированными к реалиям раннесредневековой Финляндии.Передняя часть церкви, оружейная комната, была построена в 1490 годах.Те,кто не был крещен и те,кому было запрещено проходить в церковь,находились во время службы здесь.Из оружейной комнаты шла лестница к внешней кафедре, которую использовали,когда собиралось очень много народа и все не помещались внутрь церкви. Здесь же озвучивали все важные объявления.


Имя художника,создавшего росписи,достоверно не известно,по большинству источников-это был приглашенный из Швеции художник.
Черти у него просто прекрасны)


Сцена сверху судя по всему-приготовление сливок ,а снизу,надо думать,конный торг.По крайней мере,где еще коням щупают гениталии и смотрят зубы?Однако,присутствие чертей доказывает,что и тогда в деле продажи транспорта дело часто было нечисто.


Внутри же реально захватывает дух.


В средние века росписи были своего рода комиксами,ибо позволяли неграмотным прихожанам лучше уяснить суть той или иной проповеди.
С моим знанием финского смысл проповеди понять и того сложнее,однако слова "небеса" и "грех" вполне знакомы.Святой отец читал долго,страстно и убедительно.


Пока народ из церкви не рассосался,пришлось затаиться сзади на лавочке.





Смысл доски с цифрами мне непонятен.Кто-нибудь сведущий может пояснить?


милые деревянные ангелочки


При виде этой росписи как не вспомнить прекрасный паблик "Страдающее Средневековье".У людей пятница.Люди бухают с чертями,а чо такова-то?Вот там рогатый уже предлагает сообразить на троих)


Это же прекрасно,когда библейские персонажи щеголяют в средневековых шмотках.И,надо сказать,люди уже тогда знали толк в прекрасном.Смотрите,какие у мужчин чудные шоссы в шахматной раскраске,например.








После службы был концерт скрипичной музыки (небольшой),и вскоре народ стал расползаться,так что стало возможно побродить там в одиночестве.








Красота.


Кафедра священника.На заднем плане на стене кому-то непринужденно отпиливают голову.


Распятие.





Иисус деревянный и весьма натуралистический,хотя до знаменитых немецких резчиков по дереву этому мастеру было далеко.


Орган.


Часть росписей немного пострадала за время существования.


Но все равно ,они прекрасны-люди в непринужденных позах,богато и стильно одетые-реальное отражение тогдашнего круга знати и церковных кругов.


Несколько неоднозначный фрагмент-тут то ли пляшут,то ли кидаются камнями.Как видно,хипстерские брюки дудочками и остроносые туфли всегда были в тренде) Мужчина справа,похоже,испытывает тяжелое похмелье)


Если это средневековые лопаты,то труд землекопа был тяжек вдвойне.


Смысл сего сюжета мне не ясен.Почему с одной стороны в шее меч,с другой стороны дерево?Непонятно.


Кому-то срубили бошку.Печаль.


Если не знать,что это Ева,выходящая из ребра Адама,вполне можно было бы подумать,что это прототип идей Гигера к "Чужому".


Зачем святому отцу багор?Тоже непонятно.


Вот книга-это да,понимаю.


"Снятие с креста",автор мне не известен.


Товарищи с алебардами.





Смысл этого сюжета я тоже не узнаю.


Далеко не все,к сожалению,было хорошего качества-приходилось торопиться.





Опять же,не очень понимаю,зачем здесь черт и что у него в руках.


А вот,собственно,и Лаврентий,которого жгли на решетке на угольях.


Слушайте,ну а это реально же котик!Наверное,художник все же имел в виду черта,а получился все равно котик.Ушки-то котовьи)


Младенец Иисус,Мария,волхв и чувак,играющий козам на дудке.Наверное,это все же козы.Хотя у самой нижней оскал как у собаки...





Не могу сказать,о чем это,но у меня четкая ассоциация с Одином и Иггдрасилем...


Интересно,представители какого ордена ходили в сером и носили такие шляпы?


Черт,покупан и бедная лошадка.


Взгляд лошадки как-бы говорит-да когда ж вы уже наконец перестанете лазить мне в пасть?!


Товарищ с пилой и плохими намерениями.


Борьба совести и соблазна.


"Почеши мне голову!Вот так,да,збс!"


Алтарная часть-все очень просто и скромно,но красиво.


Напоследок покажу несколько видов фишаем-и хватит.
Вид на орган.


На кафедру проповедника.


И на распятие-безусловно,это смотрится потрясающе,я могу это сказать и как человек далекий от религии.


Потом мы немного еще прошлись по кладбищу и вокруг музея (увы,он был закрыт),но об этом во второй части.Но этот чудный город,чувствуется,я хочу апосетить еще раз-ибо тут есть и музей рудного дела,и еще очень много всего интересного.

живопись, путешествия, Лохья, Финляндия

Previous post Next post
Up