Путешествующим по Финляндии искренне советую заглянуть в город Лохья,который почему-то лежит в стороне многих туристических маршрутов,хотя здесь находится одна из самых симпатичных церквей "из серого камня",как их принято называть-и третья по величине в Финляндии.
Рассказ будет большим,так что будет уместно разбить его на две части-одну про церковь и росписи,другую про кладбище.
Точная дата строительства церкви святого Лаврентия не известна, но по дендрохронологическому исследованию , предполагают, что она была построена в 1230 - 1240 годах, вскоре после того, как был создан церковный приход в Лохья.Точное место расположения церкви также не известно,однако есть предположение, что каменную церковь возвели вокруг деревянной церкви.Так было принято делать и в других районах Финляндии, когда строили каменную церковь на месте деревянной.Самая старая часть церкви - ризница, а первые упоминания о церкви относятся к 1382 г.Церковная роспись по сухой штукатурке была сделана в первой половине 1500 годов. Они были предположительно подарены Тенне Тоттом, который являлся наместником города Раасепори (Расеборг) в 1490 - 1513 годах. В конце 1880 годов росписи были восстановлены и реставрированы (некоторое время они были скрыты под штукатуркой). Работы по реставрации росписей были проведены и в 1953-1957 гг.Саму церковь реставрировали по плану архитектора Эско Ярвентаус ( Esko Järventaus) в 1966 - 1968 гг. В 1982 году архитектор Ола Лайхо (Ola Laiho) спроектировал для западной части церкви, балкон для органа и орган.
От первоначальной колокольни сохранилась только нижняя, каменная часть, а как выглядела колокольня в целом, нет никаких упоминаний. Верхнюю часть колокольни построили в 1740 годах под руководством немецкого мастера Йохана Фридриха Шульца.На колокольне размещены три, разных по величине, колокола. Самый старый колокол, средний по величине, был вылит в Таллине в 1594 году. Самый большой -был сделан в г. Лохья , в 1624 году из старого, разбитого колокола, с использованием 400 кг. железа, подаренного короной для этой цели.
Мы были в Лохья 5 ноября,как раз после больших лютеранских церковных праздников,которые посвящены памяти усопших. 1 ноября отмечают День всех святых (Sollemnitas Omnium Sanctorum),а 2-го - День поминовения усопших верных (Die in Commemoratione Omnium Fidelium Defunctorum).1 ноября принято украшать могилы умерших родственников. В церквях традиционно 1 ноября служится Месса, посвященная Дню всех Святых. А ещё в каждом доме зажигают свечи и развешивают гирлянды, чтобы душам родных, которые возвращаются в этот день в свои дома, проще было найти родных.2 ноября служится месса,посвященная всем усопшим.На практике,это было воскресенье,поэтому народ в течении дня подтягивался со свечками на кладбище,ставил цветы,а собственно на службе,на которую мы попали случайно,народу было человек 20,преимущественно старше 50 лет.
Входящие в церковь встречаются с библейскими сценами,адаптированными к реалиям раннесредневековой Финляндии.Передняя часть церкви, оружейная комната, была построена в 1490 годах.Те,кто не был крещен и те,кому было запрещено проходить в церковь,находились во время службы здесь.Из оружейной комнаты шла лестница к внешней кафедре, которую использовали,когда собиралось очень много народа и все не помещались внутрь церкви. Здесь же озвучивали все важные объявления.
Имя художника,создавшего росписи,достоверно не известно,по большинству источников-это был приглашенный из Швеции художник.
Черти у него просто прекрасны)
Сцена сверху судя по всему-приготовление сливок ,а снизу,надо думать,конный торг.По крайней мере,где еще коням щупают гениталии и смотрят зубы?Однако,присутствие чертей доказывает,что и тогда в деле продажи транспорта дело часто было нечисто.
Внутри же реально захватывает дух.
В средние века росписи были своего рода комиксами,ибо позволяли неграмотным прихожанам лучше уяснить суть той или иной проповеди.
С моим знанием финского смысл проповеди понять и того сложнее,однако слова "небеса" и "грех" вполне знакомы.Святой отец читал долго,страстно и убедительно.
Пока народ из церкви не рассосался,пришлось затаиться сзади на лавочке.
Смысл доски с цифрами мне непонятен.Кто-нибудь сведущий может пояснить?
милые деревянные ангелочки
При виде этой росписи как не вспомнить прекрасный паблик "Страдающее Средневековье".У людей пятница.Люди бухают с чертями,а чо такова-то?Вот там рогатый уже предлагает сообразить на троих)
Это же прекрасно,когда библейские персонажи щеголяют в средневековых шмотках.И,надо сказать,люди уже тогда знали толк в прекрасном.Смотрите,какие у мужчин чудные шоссы в шахматной раскраске,например.
После службы был концерт скрипичной музыки (небольшой),и вскоре народ стал расползаться,так что стало возможно побродить там в одиночестве.
Красота.
Кафедра священника.На заднем плане на стене кому-то непринужденно отпиливают голову.
Распятие.
Иисус деревянный и весьма натуралистический,хотя до знаменитых немецких резчиков по дереву этому мастеру было далеко.
Орган.
Часть росписей немного пострадала за время существования.
Но все равно ,они прекрасны-люди в непринужденных позах,богато и стильно одетые-реальное отражение тогдашнего круга знати и церковных кругов.
Несколько неоднозначный фрагмент-тут то ли пляшут,то ли кидаются камнями.Как видно,хипстерские брюки дудочками и остроносые туфли всегда были в тренде) Мужчина справа,похоже,испытывает тяжелое похмелье)
Если это средневековые лопаты,то труд землекопа был тяжек вдвойне.
Смысл сего сюжета мне не ясен.Почему с одной стороны в шее меч,с другой стороны дерево?Непонятно.
Кому-то срубили бошку.Печаль.
Если не знать,что это Ева,выходящая из ребра Адама,вполне можно было бы подумать,что это прототип идей Гигера к "Чужому".
Зачем святому отцу багор?Тоже непонятно.
Вот книга-это да,понимаю.
"Снятие с креста",автор мне не известен.
Товарищи с алебардами.
Смысл этого сюжета я тоже не узнаю.
Далеко не все,к сожалению,было хорошего качества-приходилось торопиться.
Опять же,не очень понимаю,зачем здесь черт и что у него в руках.
А вот,собственно,и Лаврентий,которого жгли на решетке на угольях.
Слушайте,ну а это реально же котик!Наверное,художник все же имел в виду черта,а получился все равно котик.Ушки-то котовьи)
Младенец Иисус,Мария,волхв и чувак,играющий козам на дудке.Наверное,это все же козы.Хотя у самой нижней оскал как у собаки...
Не могу сказать,о чем это,но у меня четкая ассоциация с Одином и Иггдрасилем...
Интересно,представители какого ордена ходили в сером и носили такие шляпы?
Черт,покупан и бедная лошадка.
Взгляд лошадки как-бы говорит-да когда ж вы уже наконец перестанете лазить мне в пасть?!
Товарищ с пилой и плохими намерениями.
Борьба совести и соблазна.
"Почеши мне голову!Вот так,да,збс!"
Алтарная часть-все очень просто и скромно,но красиво.
Напоследок покажу несколько видов фишаем-и хватит.
Вид на орган.
На кафедру проповедника.
И на распятие-безусловно,это смотрится потрясающе,я могу это сказать и как человек далекий от религии.
Потом мы немного еще прошлись по кладбищу и вокруг музея (увы,он был закрыт),но об этом во второй части.Но этот чудный город,чувствуется,я хочу апосетить еще раз-ибо тут есть и музей рудного дела,и еще очень много всего интересного.