Первые жертвы лучевой болезни.

Mar 24, 2023 00:40



Мария Склодовская-Кюри одна из первых жертв лучевой болезни, которая возникла из-за её работы с радиоактивными материалами. С 1898 по 1902 годы супруги Кюри переработали восемь тонн уранинита. Но уран - не единственное радиоактивное вещество, с которым они имели дело. Они открыли радий, более радиоактивный, чем уран. Полоний - чрезвычайно ядовитый и радиоактивный, легко проникающий внутрь организма сквозь кожные покровы, и равномерно накапливающийся во многих тканях и органах человека. Первой жертвой полония считается дочь первооткрывателей полония - Ирен Жолио-Кюри, которая в ходе исследований разбила капсулу в лаборатории и скончалась через десять лет, 17 марта 1956 года от острой лейкемии.
В 1934 году весной, после поездки на Юг Франции Мария Склодовская-Кюри заболела. После осмотра врачей у неё заподозрили обострение давно прошедшего туберкулёзного процесса, и ей посоветовали поездку в санаторий Санселлемоз.
…Поездка была тяжелой. В дороге Мария несколько раз теряла сознание на руках дочери и сиделки.
В Санселлемозе выяснилось, что легкие больной в порядке. Но Мария продолжала температурить. Температура доходит до сорока и более градусов. Из Женевы приезжает профессор Рош. Знаменитый врач, сравнив анализы крови, взятой в разные дни, безошибочно ставит диагноз: злокачественная анемия с исключительно острым течением. Причиной болезни, как догадались позднее, было радиоактивное излучение, которому Мария подвергалась, работая столько лет в примитивных условиях своей старой лаборатории. Ослабленный организм ученой не реагировал на лекарства. Для нее не было спасения.
”В эти последние минуты, - пишет Ева Кюри, - обнаружилась страшная выносливость и сила этой женщины, которая только на вид казалась хрупкой. Сердце не замирает и упорно, неутомимо бьется в холодеющем теле. Шестнадцать часов доктор Пьер Ловис и Ева будут держать эти ледяные руки - еще не мертвые, но уже не живые. И лишь на рассвете следующего дня, когда солнце позолотит снег на горах и начнет свое движение по чудесно чистому небу, когда прекрасный утренний блеск озарит комнату и кровать, коснется запавших щек и серых, уже ничего не выражавших, уже остекленевших от смерти глаз, это сердце, наконец, остановится”.
4 июля Марии не стало. Через два дня ближайшие родственники и друзья проводили гроб с ее телом в фамильный склеп в Со. Так умерла знаменитая учёная, лауреат двух Нобелевских премий - по физике (1903) и по химии (1911).
Мария Склодовская-Кюри (фр. Marie Curie, польск. Maria Sk;odowska-Curie; урождённая Мария Саломея Склодовская, польск. Maria Salomea Sk;odowska; 7 ноября 1867 года, Варшава, Царство Польское, Российская империя - 4 июля 1934 года, близ Санселльмоза, Франция) - польский учёный-экспериментатор (физик, химик), педагог, общественный деятель. Основала Институты Кюри в Париже и в Варшаве. Жена Пьера Кюри, вместе с ним занималась исследованием радиоактивности. Совместно с мужем открыла элементы радий (от лат. radi;re «излучать») и полоний (от латинского названия Польши, Pol;nia - дань уважения родине Марии Склодовской).
Так кратко пишет о ней Википедия. За сухими строчками трагическая и прекрасная судьба учёной, которая смогла впервые стать дважды лауреатом престижной Нобелевской премии. Помимо двух Нобелевских премий, Мария Склодовская-Кюри была удостоена:
медали Бертло Французской академии наук (1902)
медали Дэви Лондонского королевского общества (1903)
медали Маттеуччи, Национальная академия наук Италии (1904)
медали Эллиота Крессона (англ.)русск. Франклиновского института (1909).

Мария Склодовская родилась в Варшаве в семье учителя Владислава Склодовского, где, помимо Марии, росли ещё три дочери и сын. Семья жила трудно, мать долго и мучительно умирала от туберкулёза, отец выбивался из сил, чтобы лечить больную жену и кормить пятерых детей. Её детские годы были омрачены ранней потерей одной из сестёр и вскоре - матери[3].

Ещё школьницей она отличалась необычайным прилежанием и трудолюбием. Мария стремилась выполнить работу самым тщательным образом, не допуская неточностей, часто ради этого жертвуя сном и регулярностью питания. Она занималась настолько интенсивно, что, окончив школу, была вынуждена сделать перерыв для поправки здоровья.

Мария стремилась продолжить образование, однако в Российской империи, в состав которой в то время входила Польша, возможности женщин получить высшее научное образование были ограничены. По некоторым данным, Мария закончила подпольные женские высшие курсы, которые имели неформальное название «Летучий университет». Сестры Склодовские - Мария и Бронислава - договорились по очереди отработать несколько лет гувернантками, чтобы по очереди получить образование. Мария проработала несколько лет воспитателем-гувернанткой в то время, пока Бронислава училась в медицинском институте в Париже. Затем, когда Бронислава стала врачом, в 1891 году Мария в возрасте 24 лет смогла поехать в Париж, в Сорбонну, где изучала химию и физику, в то время как сестра зарабатывала средства для её обучения.

Живя в холодной мансарде Латинского квартала, она училась и работала чрезвычайно интенсивно, не имея ни времени, ни средств для организации нормального питания. Мария стала одной из лучших студенток университета, получила два диплома - диплом физика и диплом математика. Её трудолюбие и способности привлекли к ней внимание, и ей была предоставлена возможность вести самостоятельные исследования.

Мария Склодовская стала первой в истории Сорбонны женщиной-преподавателем. В 1894 году в доме польского физика-эмигранта Мария Склодовская встретила Пьера Кюри. Пьер был руководителем лаборатории при Муниципальной школе промышленной физики и химии. К тому времени он провёл важные исследования по физике кристаллов и зависимости магнитных свойств веществ от температуры; с его именем, например, связан термин «точка Кюри», обозначающий температуру, при которой ферромагнитный материал скачкообразно теряет свойство ферромагнетизма. Мария занималась исследованием намагниченности стали, и её польский друг надеялся, что Пьер сможет предоставить Марии возможность поработать в своей лаборатории.

В 1895 году Пьер и Мария вступили в брак.
Тема нового исследования пришла неожиданно. Внимание Мари привлекло таинственное излучение урановой руды - более мощное, чем у чистого урана. Что, если в руде скрыт новый, неизвестный науке элемент? Для экспериментов требовалась лаборатория. Но руководство Сорбонны отказалось выделить помещение. Тогда Мари и Пьер заняли старый сарай - во дворе медицинского факультета. Он когда-то был институтским моргом.
Четыре года Кюри пытались выделить из урановой руды неизвестный излучающий элемент. В сентябре 1902-го Мари удалось выделить 0,1 г чистой соли нового вещества. Они с Пьером назвали его «радием».
Так начался путь Марии Кюри к диагнозу «апластическая анемия», смерти и… к бессмертию.
«За много лет работы в неприспособленных условиях, в этом их протекающем сарае, где они получали радий, Мари заработала большую дозу облучения. Попадая в организм, радий какое-то время циркулирует по крови, потом откладывается в костях. Но опасно не столько облучение костной ткани, сколько костного мозга
1903 году Мари защитила диссертацию по теме «Исследование радиоактивных веществ». На ужине в честь этого события Пьер гордо показал собравшимся колбу со светящейся солью радия. Обычно эта колба висела в их спальне как ночник. Если 10 минут подержать колбу в руке, получается лёгкий ожог. Любопытный эффект!
В результате ожогов, которые она постоянно получала во время работы, Мария Кюри пришла к выводу, что есть возможность удалить поверхностную опухоль при помощи радия.
Кюритерапия - именно так, в честь Мари Кюри, назвали новое направление в лечении злокачественных новообразований, основанное на использовании радиоактивного излучения. Сегодня это называется лучевой, или радиотерапией.
Укладки, содержащие радиоактивный компонент, применяются в онкологии до сих пор. Только в качестве источника излучения используется уже не дорогостоящий радий, а, например, кобальт-60.
Первые успехи в лечении опухолей посредством радиации породили всеобщий ажиотаж: публика увидела в радии источник вечной жизни. Радий стали рекламировать как панацею от всех болезней!
Многие коммерсанты делали огромные состояния на торговле чем угодно, лишь бы с радием. Но никакой коммерческой выгоды из открытия радия семья Кюри не извлекла.
Впрочем, Нобелевскую премию по физике супруги Кюри всё же получили, хотя долгое время Нобелевский комитет отказывался включать Марию Кюри в список лауреатов, потому что она - женщина.
В 1903 году Мари родила вторую дочку - на 4 месяца раньше срока. Ребёнок вскоре умер. Это было предсказуе¬мо: всю беременность Кюри работала с солью радия.
Счастье семьи закончилось 19 апреля 1906 года. Пьер попал под конный экипаж, переходя улицу, - и мгновенно погиб. Может быть, причина, по которой Пьер упал была рассеянность вследствие сложности жизненных обстоятельств, но, скорее всего, была слабость из-за хронической лучевой болезни.
Последние 10 лет жизни Мари Кюри страдала от постоянного упадка сил, причину которого никак не удавалось установить. О том, что радий может быть опасен, врачи и учёные ещё долго не догадывались.
Немецкий врач Пауль Эрлих впервые описал апластическую анемию ещё в 1888 году. Его молодая пациент¬ка страдала от лихорадки, язвенного стоматита и сильной кровопотери при менструациях. Но причину недуга Эрлих установил лишь при вскрытии: костный мозг больной не производил кровяных телец - эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов. В то время ещё не было способов оценить состояние костного мозга у живого пациента.
4 июля 1934 года Мари Кюри не стало. Как и в случае с пациенткой Эрлиха, истинный диагноз стал ясен только после вскрытия.
Мария Кюри умерла в 1934 году, ее тело было похоронено на кладбище на юге Парижа рядом с телом мужа Пьера, которого не стало 28 годами ранее. Останки четы великих физиков были перенесены в Пантеон в 1995 году. Тогда же ученые установили, что останки излучают радиацию, поэтому хоронить их нужно в свинцовых гробах. Только так можно будет защитить посетителей и работников Пантеона. Мария Кюри работала с радием-226, период его полураспада - полторы тысячи лет. Ровно столько времени понадобится, чтобы останки Кюри стали безопасны.

Поскольку Мария Кюри не задумывалась об опасности своих экспериментов, она часто работала дома, многие ее личные вещи радиоактивны. Например, она могла запросто положить образцы радия и полония в карман по пути с работы, чтобы заняться их исследованием дома в свободное время. Одежда, книги, блокноты, украшения, даже мебель в ее доме - все сегодня представляет опасность. Спустя более 80 лет с ее смерти личные вещи Марии Кюри хранятся в Национальной библиотеке Франции в специальных свинцовых ящиках. Вместе с тем поработать с блокнотами Марии Кюри может любой желающий, но при этом посетитель библиотеки подписывает бумагу о том, что берет на себя ответственность за возможные последствия и обязуется работать с фолиантами в защитном костюме.

Физика, Медицина, Ядерная смерть

Previous post Next post
Up