Сила молитвы.

Feb 13, 2015 21:28

" Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно ". Как часто я убеждался в этих мудрых словах. Сказанное несколько тысяч лет назад остаётся верным и сейчас. И выздоровление пациента это всегда маленькое чудо. И не всегда это выздоровление происходит тогда, когда мы этого ждём. Но надежда на излечение всегда должна быть. У пациента, у врача. Верю ли я в чудо, работая врачом?
Скорее всего, в рукотворное. Когда из-за настойчивости, бывает, происходит выздоровление в самых трудных случаях. Когда уже никто не верит в успех и все расходятся после безуспешной попытки оживить, вдруг, как по наитию, последняя твоя попытка вдруг оживляет, казалось бы, уже умершего. Или когда коллективная работа многих врачей и медсестёр при спасении безнадёжного больного даёт выздоровление, которое никто не мог себе и представить в начале долгого пути лечения.
Но иногда бывают чудесные выздоровления, которые происходят не из-за рук врачей. Вопреки всем плохим прогнозам. Такие случаи редки. Но всё же они есть.
"Алло. Здравствуйте. Это Анна. Я забрала маму из реанимации месяц назад. Она жива. Я хотела бы узнать, как дальше мне её лечить"…
Анна работала раньше у нас санитаркой. Она была беженкой из Грозного, где раньше жила с семьёй. Война на Кавказе заставила её семью уехать подальше от военных действий вместе со своим ребёнком, престарелой матерью. К работе относилась ответственно. Одевалась аккуратно, с людьми была приветлива и внимательна. Мы как-то сразу привыкли к её мягкой манере говорить.
Она была набожна. Нас, врачей всегда удивляло, с какой страстностью она отстаивала всё, что касалось веры. Казалось, что на любой вопрос у неё был заготовлен ответ. Такое поведение её давало повод для предположений, что она связанна с какой-то сектой. Мы были в этом почти уверенны, пока она не рассказала о своей жизни. Точнее о случае, который произошёл с её ребёнком. Она рассказывала об истории своего мальчика. У него был лейкоз, который, со слов врачей, был запущен. Мальчик просто таял на глазах. Химиотерапия не помогала. Тогда, в начале восьмидесятых годов лечение лейкоза было затруднительно из-за недостатка эффективных лекарственных средств. Потеряв надежду на излечение в больнице, она забрала своего сына домой. И тут случилось то, что можно было назвать чудом. Мальчик внезапно выздоровел. Все показатели крови пришли к норме. Ребёнок повеселел, набрал вес, стал снова играть с другими детьми, хотя совсем недавно, глядя на его впалые щёки и бледный цвет кожи, это было трудно себе представить. Впрочем, для Ани источник чуда был известен. Молитвами, она считала, спасла своего ребёнка. Хотя,… бывают случаи самопроизвольного излечения от раковой болезни. В медицине такие случаи бывают. Может быть, именно этот случай и произошёл?
Проработав у нас несколько лет, она перешла на работу в аптеку, а, затем уволилась. С годами, видимо уже становилось ей труднее работать. Мы уже привыкли, что не все, пришедшие к нам в реанимацию работать, выдерживают нагрузки. Работа тяжёлая. Каждый день видеть страдания тяжелобольных людей не дают повода для оптимизма и не прибавляют здоровья. Некоторые ломаются. И не только санитарки. Бывают, что не выдерживают и врачи, казалось бы, проработавшие не один год. Поэтому, мы не удивились, что она уволилась из отделения. Каждый сам выбирает свой путь в жизни.
И вот, через несколько лет, она вновь пришла в бывшее своё отделение. С ишемическим инсультом, без сознания, её мама попала в наше отделение.
Надо было видеть, как она старалась выходить свою маму. Со всеми сменами, и днём и ночью, она то растирала камфорным спиртом тело мамы, то кормила через зонд бульоном. Весь опыт, накопленный за годы работы в реанимации, она вновь использовала, находясь у нас. Но положение больной, тем не менее, всё время ухудшалось. Приходилось искусственно поддерживать артериальное давление дофамином - средством, которым удерживается давление, когда другими лекарствами уже невозможно это сделать. В довершении всего, перестали работать почки. И никакие мероприятия уже не помогали.
Прогноз неблагоприятен. Ей не выжить. Так говорил наш опыт. Свои опасения мы высказали Ане. Да она и сама уже чувствовала, что состояние мамы было критическое. И тогда она сказала: "Спасибо за то, что старались вылечить. Я понимаю, что безнадёжно, поэтому я забираю её домой. Буду лечить и молиться".
И вот, через месяц, она вновь позвонила…
"Приезжай, Анна. Расскажи, что случилось".
"Хорошо. Я буду через полчаса". Когда она приехала и рассказала нам историю, мы сразу не поверили. Ведь уезжала она практически с безнадёжно больной мамой. Когда уже никто не верил в выздоровление. И вот тогда Анна показала нам тетрадь. В ней день за днём она записывала всё то, что происходило с её мамой. Что она использовала. Как менялось здоровье её мамы.
..................................................................................
..................................................................................
..................................................................................
1 день после больницы. Доехали на скорой. Спасибо, шофёр "скорой помощи" помог донести носилки с мамой до квартиры. На узкой лестнице было очень тяжело. Соседи тоже помогли. И вот я уже дома. Мама всё время спит. Всё время стонет во сне. Когда попыталась померить давление - ничего не вышло. Сделала уколы, как советовали. Преднизолон, дексаметазон. На укол мама даже не открыла глаза.
2 день. Дыхание как будто ровное. Дрогнули ресницы, как будто пыталась открыть глаза. Вливала куриный бульон через зонд для питания. Поворачивала на бок, растирала камфорным спиртом спину - обрабатывала пролежни. Температура 37.0. Давление 80 на 50. Плохо слышно. Вновь уколола преднизолон, кокарбоксилазу. Вновь показалось, что мама пытается открыть глаза.
3 день. Появилась моча в катетере. Катетер я просила оставить, когда ещё мама была в реанимации. Обтирания, повороты, кормление - по несколько раз в день. И всё время разговариваю с ней, может быть всё же, она услышит меня?
4 день. Когда разговаривала с мамой, мне показалось, что она пытается открыть глаза. Может она приходит в сознание? Я тихо спела колыбельную, которую она напевала мне в детстве, когда укладывала меня спать. Вновь мама пыталась открыть глаза, и мне показалось, что её глаза, до этого сухие, наполнились слезами. Я принялась читать молитву за выздоровление и благодарила Бога за милость.
5 день. Сегодня радостный день. Мама открывает глаза, следит за мной. правда быстро устаёт, и вновь засыпает, но когда просыпается, всё повторяется вновь.
6 день. Вновь температура 37.8. Только бы не воспаление лёгких. Кормила через зонд. Обтирала. Уколола аналгин и димедрол, как это делали в больнице при высокой температуре.
7 день. Слава богу, температуры больше нет. Весь день разговаривала с мамой, расчёсывала волосы, кормила, занималась с ней как с маленьким ребёнком. Она всё время следит за мной, и мне кажется, что она хочет что-то сказать, но не может вспомнить слова. Вновь в глазах слёзы. Как могла, утешала её.

Медицинские истории

Previous post Next post
Up