Оксфордские тени прерафаэлитов.

Jan 21, 2015 21:01



В 1849 г. три английских живописца - Уильям Холмен Хант, Данте Габриэль Россетти и Джон Эверетт Миллес - выставили на суд публики три картины, подписанные монограммой "PRB". Так начиналась история прерафаэлитов - художников, ставивших целью исправление нравов современного общества. К ним присоединились другие художники, разделявшие подобные взгляды. Они противопоставляли себя академическому стилю, господствующему в то время. Они выработали свой характерный стиль работы. Их творчество поначалу благосклонно воспринималось публикой, однако, в дальнейшем целый шквал критики обрушился на их произведения. Это привело к тому, что от движения отошёл Миллес и стал членом Королевской академии искусства. Хант отправился на Ближний Восток. Новый этап в движении прерафаэлитов начался со знакомства Россетти с двумя студентами Оксфордского университета - Уильямом Моррисом и Эдвардом Бёрн-Джонсом.
Уильям Морис и Эдвард Бёрн-Джонс познакомились в Эксетер-колледже Оксфордского университета. Моррис увлекался готикой, а Бёрн-Джонс - средневековыми истериями. "В упоенье возвращался я пешком вдоль реки.… И видел внутренним взором картины давно минувших дней: аббатство, длинные процессии верующих, крестные знамёна, платья хористов, епископские жезлы, воодушевлённых рыцарей и дам по берегам реки, соколиную охоту, роскошь золотого века.… Не могу вспомнить, чтоб хоть когда-нибудь впоследствии мне довелось пережить столь же несказанное посещение иного мира, интенсивность которого причиняла бы мне столь сильную боль, что, казалось, голова моя вот-вот расколется", - записал в 1854 году и Эдвард Бёрн-Джонс в дневнике после посещения развалин аббатства Годстоу. В этом же году друзья увидели у одного галериста картину Джона Эверетта Миллес. В дальнейшем они познакомились с работами и других прерафаэлитов. Покинув университет, в 1856 году они встретились с Россети и полностью себя посветили искусству. Однако уже в 1857 году они вновь в Оксфорде. Россети предложил дискуссионному клубу "Оксфорд - Юнион" цикл настенных росписей для нового зала, посвящённому королю Артуру и другие сцены рыцарской романтики. Однако плохо подготовленная штукатурка не смогла долго сохранить эти прекрасные изображения. Теперь эти фрески выглядят как приведения - расплывчато и неярко.
Здесь же Россетти и Бёрн-Джонс встретили свою новую модель Джейн Бёрдн, ставшую затем женой Морриса. На их свадьбу Бёрн-Джонс подарил шкаф, расписанный картинами из чосеровского "Расказа аббатриссы". В лике Марии, как и некоторых ангелов угадывается лицо Джейн.
В Оксфордских часовнях витражи, созданные прерафаэлитами столь совершенны, что можно сказать о вершине витражного искусства. Эдвард Бёрн-Джонс в 1858 году сделал первый эскиз витражного окна для собора Крайст-Чёрч - сцены из жизни Св. Фридесвиды. Последний витраж 1878 году Св. Катерина с чертами Эдит Лидделл, умершей в молодом возрасте сестры кэрролловской Алисы. За всё время работ Уиляма Морриса и Бёрн-Джонса они сделали множество витражных око в часовне Сент-Эдмун-холла, часовни Манчестер-колледжа - аллегорические фигуры Христовых добродетелей, "Шесть дней творения".
Творения прерафаэлитов в витражном искусстве поистине непревзойдённые. В этих произведениях они воплотили свои мечты об искусстве с "живой верой", "со священным огнём", в котором воплотилась чистота и естественность видения мира мастерами Высокого Возрождения.

Красота, Прерафаэлиты

Previous post Next post
Up