Оригинал взят у
morseg в
Еще 25 веков назад Конфуций описал, каким должен быть правитель, чтобы его страна процветала. И история доказала, что он был прав.
Конфуций родился в VI веке до н.э., который, несомненно, был знаменательным периодом в человеческой истории, вторым по важности после того времени, когда человек научился добывать огонь. На этот век пришлись не только рождение Конфуция, но и формирование даосизма, появление на свет Будды, расцвет греческой философии. Остается загадкой, почему столь важные интеллектуальные события происходили именно в это время - в самых разных цивилизациях, не имевших контактов друг с другом. Но с той поры у человечества не отмечалось аналогичных периодов столь интенсивного духовного развития.
Конфуций - серьезный претендент на звание самого влиятельного человека в истории, он оставил нам в наследство свою философию. В отличие от других мудрецов, Конфуций не хотел, чтобы его ученики становились нищими скитальцами, а просвещенность их осталась бесплодной. Сделать из своих учеников хороших государственных чиновников - вот о чем он мечтал.
И результат превзошел самые смелые ожидания.
Со временем конфуцианство в Китае стало государственной идеологией, которая сохранилась до начала XX в. Более двух тысяч лет учение Конфуция диктовало правила поведения людям, сформировав своеобразное мировоззрение, присущее Китайской империи. Именно здесь родилось крылатое «Чтоб ты жил в эпоху перемен!». В конфуцианском Китае размеренное существование почиталось за счастье.
Конфуций происходил из древнего и знатного, но обедневшего рода, по слухам, был прямым потомком правителей династии Шан-Инь. Стремление к знаниям стало главным смыслом всей жизни Конфуция.
Во времена Конфуция шестисотлетняя династия Чжоу начала приходить в упадок. Образовались города-государства, которые вели войны практически по любому поводу. Военные вожди жили так, как они живут во все времена: войны, роскошь, оргии.
Конфуций рано понял: чтобы прекратить невыразимые страдания народа, нужно изменить образ мыслей, общественный менталитет. Общество должно существовать для блага всех своих членов, а не быть источником сверхприбылей правителей. Конфуций стал первым, кто сформулировал этот принцип. Древние греки поставили так вопрос только через 200 лет после Конфуция, создав абстрактное понятие справедливости. А размышления Конфуция были связаны с реальностью, он хотел изменить не общественное устройство, а только менталитет.
Правитель должен править, чиновник выполнять свои обязанности, и это бесспорно. Революция мышления, которую совершил Конфуций, затрагивала только отношение людей к происходящему и их поведение. Каждому предлагалось выполнять свое дело - настолько хорошо, насколько он может.
Конфуций быстро приобрел репутацию самого образованного человека. Конфуций был честолюбив. Он надеялся добиться высокого поста в правительстве для того, чтобы применить свои идеи на практике. Но это ему долго не удавалось. Конфуций хотел организовать школу, в которой он учил бы политических деятелей тому, как надо править. И ученики вскоре появились. Его школа очень походила на школы, созданные впоследствии древнегреческими философами. В ней поддерживалась неформальная атмосфера. Учитель беседовал с учениками, сидя под сенью деревьев. Время от времени проводились теоретические занятия, но большинство уроков было построено по принципу вопросов и ответов.
В сущности, Конфуций - это учитель нравственности. Он всегда был честным. Его целью стало научить учеников правильно себя вести. Если они хотят управлять людьми, то сначала они должны научиться управлять собой. Основы его учения звучат очень знакомо: добродетель - это любовь к ближнему. Это глубочайшее определение отношений между людьми было сформулировано Конфуцием более чем за 500 лет до рождения Христа.
Учение Конфуция, призывавшее руководить народом посредством добродетели, стало не чем иным, как эволюционным шагом вперед. Великодушие, благородство, пример - все это, несомненно, было новшеством и казалось невозможным в мире первобытной дикости. Чтобы эти принципы выжили, необходимо было по крайней мере чудо. И, в конце концов, чудо явилось, как в Китае (конфуцианство), так и на Западе (христианство). Без этого гуманистического элемента, выросшего в обстановке дикой междоусобной борьбы, человеческой цивилизации никогда бы не было. Мы бы видели только кровопролитие и ужасы цивилизаций Древнего Египта и Майя, которые развивались без такого элемента гуманизма.
Трудно переоценить этот «невероятный» эволюционный шаг человеческого общества, который первым сделал Конфуций. Он позволил нам выкарабкаться из трясины варварства и реализовать свой человеческий потенциал.
Он верил в нравственное предназначение человека. Мы обязаны совершенствоваться и становиться как можно более развитыми, превращаясь в лучшие человеческие существа. И это единственный способ осмысленно прожить жизнь.
Конфуцианство переработало традиционные китайские добродетели и предложило систему общественной нравственности, став синонимом китайского образа жизни.
И все же краеугольным камнем нравственного общества для Конфуция было не классовое устройство, а любовь. И тут можно сравнить конфуцианство с христианством. Оба учения провозгласили главным своим принципом "любовь к ближнему".
Если бы нам пришлось выбрать для определения конфуцианства одно слово, то этим словом был бы «гуманизм». Конфуцианство призвано научить тому, как быть человеком. Предполагаются абсолютная обязательность, непрестанное самоочищение или самосовершенствование, целостное представление о внутреннем плане нравственного образования.
Среди учеников Конфуция был ряд отпрысков влиятельных семей. Таким образом, Конфуций познакомился с будущим правителем Лу, принцем Янь Хуэем. Янь Хуэй находился под впечатлением от бесед с Конфуцием и, когда принял власть, назначил этого средних лет философа министром внутренних дел. Наконец-то Конфуций смог применить свои принципы на практике.
Согласно историческим данным, Конфуций был очень успешным министром, хотя при этом он не всегда пользовался своими возвышенными принципами. Он организовал террор против местных преступников. Пока он занимал этот пост, в земле Лу не было грабителей.
Последние годы жизни Конфуций потратил на передачу основ своей философии ученикам. Ученики похоронили Конфуция в городе Цюйфу. Построенный на этом месте храм и прилегающие к нему территории оберегались как святыня. Свыше двух тысяч лет к этому месту устремлялся нескончаемый поток паломников.
Всего два столетия спустя после его смерти династия Хань совершила в китайской культуре первую великую революцию. Эта династия в основном руководствовалась принципами Конфуция, доказала их действенность своим четырехсотлетним процветанием и дала культурный образец для всех последующих династий на две тысячи лет.
ЦИТАТЫ И АФОРИЗМЫ КОНФУЦИЯ
Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.
Не приезжай в нестабильное государство; никогда не живи в стране, где происходит революция. Стремись к известности, когда Путь царствует в Империи, когда же он не царствует, прячься. Позорно быть бедным и неизвестным в стране, где царствует Путь. Точно также позорно быть богатым и уважаемым в стране, где Путь не царствует".
Благородный думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно.
Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.
Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.
Благородный превыше всего почитает долг. Благородный человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.
Благородный не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя. Вот о таком человеке можно сказать, что он предан учению.
Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.
Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок.
Совершенный человек все ищет в себе, ничтожный - в других.
Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.
Не делай другому того, чего себе не пожелаешь.
Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
Благородный живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.
В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.
Человек, который совершил ошибку и не исправил ее, совершил еще одну ошибку.
Победа - это поражение.
Перед тем как мстить, вырой две могилы.
Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.
Извините, что не указываю ссылки, материал собирался несколько лет назад для реферата внучки по истории древнего мира.