Тут вот многие люди не понимают: а чего такого-то? Все правда же! есть два народа, одни мы, другие они, и вместе им не сойтись. Все правильно автор пишет, и никаких проблем, никакого снобизма, нет такого ничего.
Давайте прямо по косточками разбирать. "Журналисты съездили в Вязьму, опубликовали фотографии квартиры, где люди живут на пределе бедности: мебели нет, одни кровати, на ужин дети получают по куску хлеба с мясом, подъезд загажен, вид из окна тосклив и безнадежен." - это про семью из Вязьмы.
Автор нам пытается впарить, что так все в провинции и живут. Видела я эти фотографии, и имею сказать - нет, так живут немногие. Многодетность сама по себе сильно увеличивает вероятность скатиться в нищету, а там еще и отец не работает, и вообще непонятно что творится с составом этой семьи. В общем, это не рядовая семья, конечно, среднее вол-во детей в семье - 1-2, безработных тоже меньшинство. Поэтому говорить "и все там, в этом замкадье, детей не кормят нормально" - это явное преувеличение и нагнетание. Кстати, отварное мясо из супа - действительно вполне здоровая пища. Чего к отварному-то мясу привязалась, непонятно.
"Впрочем, ему вовсе не обязательно жить в Приволжске, Заволжске или Пучеже. Можно и в Новокосине, Подлипках, Подольске или Гольянове ничего не знать ни о правах, ни об обязанностях гражданина, а думать в лучшем случае о том, как выучить сына на милиционера, а дочь устроить в бухгалтерию местной администрации."
[Spoiler (click to open)]Правильно ли я понимаю, что автор нам тут что-то говорит о том, что в провинции живут такие особенные люди, которым не нужны права и не интересны обязанности? А в Москве, видимо, особенно в пределах Садового кольца, живут какие-то совсем другие люди? А почему? А выучить сына на милиционера - это плохо? А бухгалтером быть - это такое позорное занятие? В чем проблема с милиционерами и бухгалтерами, что им не нужны права и обязанности? Они им точно не нужны, вы их спрашивали? Скольких?
"У нас разный образ жизни, разные вкусы, разные идеалы. Мы хотим свободы, разнообразия, достоинства, мы хотим выбирать еду, развлечения, политических лидеров, стиль одежды, какую музыку слушать. Окраины полны людьми, которые об этом всем вообще не задумываются."
Эгей, тетечка, ты вообще себя слышишь? Это ты тут не задумываешься, чего лепишь. Окраины полны такими же людьми, они тоже, представь, хотят выбирать еду и развлечения. Предположим, они хотят выбирать между куриным шашлыком и свиным, а в качестве развлечения предпочитают рыбалку или домино. Простите, я не вижу принципиальной, онтологической разницы между выбором сорта сыра с плесенью и выбором сорта шашлыка. Равно как я глубоко не уверена, что поход на фильм Триера намного осмысленней рыбалки. Умоляю вас, куча людей ходит на модное кино только потому, что оно модное. Потом они обсуждают это кино готовыми, не ими выдуманными фразами. Это просто более престижное потребление. И стиль одежды они тоже выбирают. Если вам этот стиль не нравится - это не значит, что они не выбирают, ага?
"Они ходят в храм - если ходят - не для того, что уподобиться Христу в любви к ближнему, а чтобы батюшка велел вести себя прилично, не напиваться до скотского состояния, просят у Николая-угодника не смирения духа, а чтобы муж не бил, да сын не кололся, да дочь замуж вышла."
Этот пассаж я бы рекомендовала отнести своему батюшке. Возможно, он объяснит, что вера - дело такое, что ее качество имеет смысл проверять в себе, а не в других. Вы понятия не имеете, зачем ходят эти люди в храм, чего они просят и зачем им это надо. Также если вы думаете, что среди вашего круга никто не напивается и не бьет жену - смотрите внимательнее. Семейное насилие встречается во всех социальных стратах.
И, наконец, самый прекрасный абзац, верх, ткскзть, культурки: Большинство из этих людей никогда не читали наших газет и журналов, они даже не знают, что мы - обитатели фейсбуков и посетители театров и клубных кафе - существуем. Им никто не рассказывал, что в Москве кроме Путина и Пугачевой живут еще десятки тысяч странных людей, которые не смотрят телевизор, пьют свежевыжатый сок, покупают детям книжки на «Нон-фикшн», спасают собак и кошек, ездят волонтерами в дома престарелых, имеют абонементы в фитнес, смотрят артхаусное кино и даже выходят на прогулки по бульварам в знак протеста.
Правильно писал когда-то Крылов: если человек хвалится не тем, что он произвел (будь то хоть стихи, хоть кубики на прессе), а тем, что он потребил - это убого. Слышите меня - у-бо-го! Уродливо, смешно выпячивать какой-то сок и абонемент в фитнесс. Ничего особенного в этом нет, конечно. Этого сока вам нажмет десять литров любой обладатель 6 соток и соковыжималки в яблочный год. Вместо фитнеса занимаются дома с гантелями, по видео, в небольших подвальных качалках и на дворовых турниках. Собак и кошек спасают и совершенно бездуховные провинциальные люди, подобрать бродячее животное - совсем не редкость. Что же касается волонтерства в домах престарелых, то эти самые люди с песьими головами там работают, за такую зарплату, за которую вы, возможно, зад от стула не оторвете. И многие работают хорошо.
В общем, смысл статьи примерно такой: есть люди, которые мне нравятся. Они хорошие, духовные, хотят свободы и выбора. А есть люди, которые мне не нравятся, я их поместила куда-то в замкадье, где лютый холод и разруха, выдумала им бездуховность. Разница между теми и другими состоит в уровне потребления, все остальное я сочинила, чтобы все это выглядело для меня более лестно. Те, которые замкадыши - они такие... ну, как я говорила, вроде зверушек, объекты. Они нас не понимают, мы их не понимаем.
На самом деле групп либо больше, чем две, либо меньше. Есть образованные, но бедные люди. Есть образованные и обеспеченные. Есть необразованные и необеспеченные. Есть бывший криминал и их обслуга, косящие под аристократию. Есть люмпен-интеллигенция. Есть богема. Есть квалифицированные рабочие. Есть не бывший, а актуальный криминал. Есть низкооплачиваемый обслуживающий персонал, включая гастарбайтеров. Их политические взгляды, интеллектуальный уровень, религиозные и прочие взгляды, политические пристрастия довольно сильно отличаются, и границы всего этого не совпадают с границами уровня доходов. Здесь не Англия. Все это критикам типа автора совершенно неинтересно, потому что сложно и не влезает в дихотомию "эльфы - орки", ласкающее сознание более-менее любого человека, т.к. дихотомичное восприятие - свойство человеческой психики, чтобы его преодолеть, свежевыжатого сока и кед "конверс" недостаточно. Надо думать, а это уже скуууучно и не чешет самолюбие. Лучше потребить еще дозу артхаусного кино, да съесть этих мягких французских булок.
На самом деле многие вас понимают, конечно. Просто вам очень не нравится то, как именно вас понимают, и вы это понимание от себя скрываете. А зря. Не только свобода лучше несвободы, но и знание лучше незнания.
Люди совсем разучились читать интонацию, они пропускают мимо ушей этот Аленин тон сердобольной барыни, которая, проезжая в карете по пути в дом престарелых с благотворительными памперсами, увидела в окошко чумазых, и сердце у нее заболело - что вот же, тоже люди, хоть и не пьют свежевыжатый сок и ездят в вонючих вагонах, но тоже же ведь сограждане, нужно же их пожалеть! Чтобы не слышать эту интонацию, надо довольно серьезно реорганизовать свой слух, надо полностью увериться в нормальности наличия разных классов, которые между собой не пересекаются, так сказать, онтологически, а потому лучшее, что может сделать в этой ситуации верхний класс, - это проявить сочувствие и благотворительность. То есть, у нас, тихой сапой, опять построилась элитарная модель. В которой люди с деньгами и досугом обладают правом удивляться, как это кто-то сам себе стирает одежду, и сочувствовать этим странным людям на подобном основании. Это сочувствие их полностью извиняет. Все восемьдесят лет построения бесклассового общества прошли впустую, вообще.