Интересный момент в общественной жизни 19 века - конфликт между бурными двадцатыми и степенными, как сейчас сказали бы, стабильными, тридцатыми. Водораздел здесь проходит, конечно, по 1825 году, который все изменил в настроении общества. Конфликт между уставшим от власти (да и пришедшим к ней при обстоятельствах весьма своеобразных) Александром I и его братом, сторонником крайнего консерватизма Николаем. Все это чем-то напоминает столкновение между девяностыми и нулевыми. В этом плане было бы гораздо изящнее называть вышедших на площадь людей не белоленточниками, а декабристами (ведь и выборы были в декабре). Странно, что никому это в голову тогда не пришло - исторический бэкграунд, благородство, схожесть ситуации... Да и звучит приятнее
Пушкин повторяет - "смиренная Москва", "присмиревшая Москва", "бедная Москва". Как в стихотворении "К вельможе", как при сопоставлении разных эпох в "Пиковой даме", поэт жалеет о милом, невозвратимом прошлом, главная прелесть которого - вольность, независимость. Понятно, что Москва присмирела после 1825 года, и, осудив в одном месте своей статьи "упоительные и вредные мечтания", Пушкин тут же охотно предается "упоительным воспоминаниям" о времени тех мечтаний.
Вздохнув о Москве ушедшей, уходящей, вздохнув с полным пониманием того, что историю не воротишь, Пушкин рисует затем новую Москву; краски здесь, однако, иные, чем в "Пиковой даме" или "К вельможе". Там романтике прошлого противопоставлен бездушный, торопящийся обыватель, человек "века железного"... Здесь же, в "Путешествии из Москвы в Петербург", после нескольких строк об оживлении, развитии промышленности и купечества автор напоминает, что "просвещение любит город, где Шувалов основал университет по предначертанию Ломоносова.
Литераторы петербургские, по большей части, не литераторы, но предприимчивые и смышленые литературные откупщики. Ученость, любовь к искусству и таланты неоспоримо на стороне Москвы. Московский журнализм убьет журнализм петербургский.
Из статьи Н. Эйдельмана «
Уход»