К разговору о разнице восприятия. Вот картина Владимира Серова, знатного и маститого советского художника, 1954 год. Мне, ещё в детстве, когда я увидел эту картину в одном из томов огромной Детской Советской энциклопедии, она очень не понравилась. Даже не в силу каких-то там идеологических разногласий, нет. Просто когда вижу разгромленный Зимний дворец и каких-то оборванцев, которые сейчас перекурят и продолжат его громить, портить и ломать, во мне начинает закипать злость. Собственно, такое же чувства у меня появляется при виде разрушаемых зданий в центре моего города, появление уродливых стеклобетонных конструкций по соседству с историческими зданиями...
Поэтому, по большому счету на символику этой картины мне уже плевать, хотя и она мне тоже очень неблизка. Культурологический интерес к советской иконографии, пожалуй, что есть, но эмпатии к яркому образцу соцреализма у меня не возникает.
А многим коммунистам и левакам нравится (собственно, вспомнил я об этой картине из-за
записи в блоге Коммари), и как раз именно то, что не нравится мне - что вот, дескать, пришел победивший народ, разгромил буржуазные финтифлюшки, и теперь, победив, устроил легкий перекур на трупе побежденного. Впереди ещё много побед и свершений.
Точно такое же недоумение у меня вызывают люди, которые в повести "Собачье сердце" испытывают симпатии к Швондеру, считая его положительным персонажем. Ну и вообще примеров можно привести много.
И именно в этих мелочах, собственно, и выявляются идеологические разногласия. Тотально непреодолимые - можно согласиться с позицией оппонента о справедливом налогообложении и аспектам политического устройства, но привить любовь к искусству, которое тебе отвратительно - невозможно.