Великий Гэтсби

May 17, 2013 09:59

Мировая критика и каннская публика приняли фильм с прохладцей, недовольные "недостаточно глубокой" трактовкой характера Джея Гэтсби, главного героя. Видимо, им не хватила ореола мученичества, многозначительности и недосказанности. Их не устроил вариант Лурмана, четко расставивший акценты и обозначивший персонажи.

Режиссёр со своей командой три года провел в изысканиях, вдоль и поперек изучил биографию и тексты Гэтсби Фитцджеральда, выстроил картину и картинку, в которой нет случайных деталей: от постера, часто мелькающего в кадре и отсылающего к обложке первого «Гэтсби», до «университетской»  бабочки Ника, от спродюсированного Jay-Z саундтрека, в котором хип-хоп заменяет джаз, осовременивая атмосферу романа, до переноса действия на 5 лет вперед.

В нынешнем воплощении, мне кажется, «Гэтсби» нашел для себя идеального режиссера, идеальных исполнителей главных ролей, идеальных художников. Лурман, как певец формы и неамериканец , снял свою новую феерию не столько о Гэтсби, сколько об Америке, навязанной ей системе координат, в которой существуем мы все. О переполненной материальными объектами пустоте, заполняющей и пожирающей тебя, если пустоте есть место у тебя внутри. Лео же смог сыграть «розового», по сути персонажа, гонящегося за ускользающей мечтой так, что ему безусловно веришь. Дейзи же Маллиган не только излучает золотое сияние - ее трактовка отсылает к Зельде, жене Фитцджеральда, барышне-южанке, она же material girl, и это добавляет ее линии глубины.

На мой взгляд, в своей претензии на «правильное» понимание сути романа, критики проявляют снобизм - как раз ту черту, которую презирал Фитцджеральд, так наглядно продемонстрировав это через характер одного из персонажей, Тома Бьюкенена. Снобизм - не что иное как претензия на собственное превосходство, не подкрепленная реальными достижениями. Снобом по определению не может быть человек чего-то добившийся. Сама этимология слова snob - sine nobilate (лишенный благородства) как раз и передает основной конфликт романа и фильма - невозможность существования в реальности, лишенной благородства. Гэтсби - большой ребенок, живущий в иллюзорном мире и влюбленный в воображаемую героиню, воплощенную в образе Дэйзи, сложивший к ее ногам все богатства, тот самый Гэтсби - ширма для бутлегеров и художник и поэт искусства мишуры и какофонии - благороден. Благороден тем, что живет мечтой, тем, что построил свою жизнь как приключенческий роман, и ждет заслуженного счастливого финала. И получает самый счастливый финал из возможных - гибнет раньше, чем успели погибнуть его иллюзии.

Немного забавных фактов:
  • По происхождению Фитцджеральд скорее Бьюкенен, чем Гэтсби. Но без средств
  • Папеньку Ф.С.Ф, уволили из FMCG - Procter & Gamble
  • История любви Ф. Скотта - очень схожа с историей Гэтсби (но с промежуточном "хэппи-эндом"), а финал еще более печален: он спился и умер от болезни сердца, Зельда же окончила свои дни в сумасшедшем доме с диагнозом шизофрения (изначально была диагностирована белая горячка)


рецухи

Previous post Next post
Up