В кино категорически не идется, поэтому пересматриваю многочисленные свои ДВД. Сегодня подходящее настроение для "Искупления". Фильм, в свое время, не понравился большей части моих френдов по форуму (кстати, а как он вам?), а для меня он один из немногих кинооткровений на все времена.
Фильм о природе любви, о маленьких незаметных знаках, которые она, немая, подает нам, а мы не замечаем. О секретах Полишинеля, которые известны всем, кроме влюбленных. О потребности стать для другого человека всем, взять на себя его боли и печали, стараться быть достойным его. О хрупкости и нежности, о том крохотном кусочке чистой поэзии, который достается каждому из нас, о том, как его сохранить. О боли утраты и невозможности повернуть время вспять.
Когда фильм вышел, мне кажется, я не дошла до сути, хоть и влюбилась в него сразу и навсегда. Если кому-то интересно, вот тогдашние
многабукаф из моей старой рецензии.
Я всегда говорила, что Джо Райт - гений. Он - художник с абсолютным кинематографическим слухом, умеющий передать всю остроту, глубину и силу человеческих чувств средствами кино. Есть режиссеры - умелые рассказчики, вроде Энтони Мингеллы. Есть - сказочники и изобретатели миров, вроде Гиллиама и Роббинса. И есть режиссеры-импрессионисты, чьи чувственные, яркие, живые картины проникают глубоко в сердце. Для меня Райт - один из них. Еще от «Гордости и предубеждения» у меня осталось впечатление абсолютно электрическое, как будто на моих сердечных струнах сыграли доселе неизвестную мне прекрасную музыку. Чтобы услышать ее снова, я посмотрела «Гордость и предубеждение» не меньше 50 раз и выучила наизусть. Остается добавить, что Райт - единственный режиссер, которому мне пришло в голову написать личное благодарственное письмо (на адрес Working Title), надеюсь, что среди сотен других оно дошло до него, а если нет - сам процесс написания принес мне огромное удовлетворение.
Я ждала «Искупления» с нетерпением, опасаясь, что второй фильм может не повторить успеха первого, но оказалась неправа. Все качества режиссуры, проявившиеся еще в «Гордости и предубеждения» никуда не пропали - умение передавать драматизм и строить сцены, выдающаяся способность донести свое видение до актеров и зрителей, прекрасная операторская работа, отличное музыкальное сопровождение, общая цельность и сила воздействия картины - все осталось на месте. Более того, проявились новые таланты - умение справиться с масштабными историческими сценами, парой штрихов показать весь ужас и мрак войны.
В этом портрете человеческой трагедии для Джо Райта нет мелочей - он не боится ни гноящихся ран с червями, ни сцен массовой гибели людей, ни военного пота, грязи и крови, ни боли людей, утративших надежду. В своем изображении любви - он также не стесняется в средствах, доводя градус чувственности и страсти на экране до кипения. Мне кажется, что своими фильмами режиссер признается нам в своих чувствах, раскрывает душу, и богатства ее - огромны, и не хватает фантазии представить, что мы еще сможем увидеть там, в его сердце, а ведь ему всего 35 и это - вторая его полнометражная картина, к тому же, как и «Гордость и предубеждение», снятая на заказ экранизация (на этот раз Йена МакЮэна). «Искупление» - история одной страсти и трех судеб, сложившихся так, а не иначе, история неисправимой ошибки девочки-подростка, погубившей своим поступком сестру, ее возлюбленного и себя. Режиссер заставляет нас не просто увидеть происходящее со стороны, но и побыть каждым из этих героев, ощутить сопереживание, почувствовать их боль, оправдать поступки.
Пожалуй, за исключением игры юной Сирши Ронан, американо-ирландской актрисы, отлично исполнившей роль крысёныша-Брайони (а кто из нас, начитанных юных девиц, влюблявшихся в юношей постарше, не был таким крысёнышем), я бы не стала здесь подробно останавливаться на актерских работах. Почему-то мне кажется, что все они (включая игру МакАвоя, Найтли и даже Редгрейв) в основном, результат умелой режиссуры Райта. Единственное, мне кажется, что Ромола Гараи - неправильный выбор на роль повзрослевшей Брайони (хотя мне и нравится ее игра в I Capture the Castle, Mary Bryant и в еще нескольких фильмах): она старше своей героини (на 7 лет) и Найтли, что заметно, и отличается от Сирши по типажу. Хочется отметить, что изумительная музыка Дарио Марианелли неотделима от фильма и добавляет к нему новые краски, а тонкая и точная операторская работа Шимуса МакГаври помогает погрузиться в ткань фильма и оставаться в ней на протяжении всей картины.
В заключение хотелось бы сказать, что крайне редко встречаются люди, с которыми ты видишь и чувствуешь мир одинаково, еще реже встречаются такие художники. Для меня, Джо Райт - один из таких авторов. Один из тех, кто умеет снимать настоящее и, не побоюсь этого слова, совершенное кино, то есть снимает кино таким, как оно должно быть.