Come back to me

Apr 03, 2011 22:26

 
В кино категорически не идется, поэтому пересматриваю многочисленные свои ДВД. Сегодня подходящее настроение для "Искупления". Фильм, в свое время, не понравился большей части моих френдов по форуму (кстати, а как он вам?), а для меня он один из немногих кинооткровений на все времена.

Фильм о природе любви, о маленьких незаметных знаках, которые она, немая, подает нам, а мы не замечаем. О секретах Полишинеля, которые известны всем, кроме влюбленных. О потребности стать для другого человека всем, взять на себя  его боли и печали, стараться быть достойным его. О хрупкости и нежности, о том крохотном кусочке чистой поэзии, который  достается каждому из нас, о том, как его сохранить. О боли утраты и невозможности повернуть время вспять.



Когда фильм вышел, мне кажется, я не дошла до сути, хоть и влюбилась в него сразу и навсегда. Если кому-то интересно, вот тогдашние многабукаф из моей старой рецензии.

Я всегда говорила, что Джо Райт - гений. Он - художник с абсолютным кинематографическим слухом, умеющий передать всю остроту, глубину и силу человеческих чувств средствами кино. Есть режиссеры - умелые рассказчики, вроде Энтони Мингеллы. Есть - сказочники и изобретатели миров, вроде Гиллиама и Роббинса. И есть режиссеры-импрессионисты, чьи чувственные, яркие, живые картины проникают глубоко в сердце. Для меня Райт - один из них. Еще от «Гордости и предубеждения» у меня осталось впечатление абсолютно электрическое, как будто на моих сердечных струнах сыграли доселе неизвестную мне прекрасную музыку. Чтобы услышать ее снова, я посмотрела «Гордость и предубеждение» не меньше 50 раз и выучила наизусть. Остается добавить, что Райт - единственный режиссер, которому мне пришло в голову написать личное благодарственное письмо (на адрес Working Title), надеюсь, что среди сотен других оно дошло до него, а если нет - сам процесс написания принес мне огромное удовлетворение.

Я ждала «Искупления» с нетерпением, опасаясь, что второй фильм может не повторить успеха первого, но оказалась неправа. Все качества режиссуры, проявившиеся еще в «Гордости и предубеждения» никуда не пропали - умение передавать драматизм и строить сцены, выдающаяся способность донести свое видение до актеров и зрителей, прекрасная операторская работа, отличное музыкальное сопровождение, общая цельность и сила воздействия картины - все осталось на месте. Более того, проявились новые таланты - умение справиться с масштабными историческими сценами, парой штрихов показать весь ужас и мрак войны.

В этом портрете человеческой трагедии для Джо Райта нет мелочей - он не боится ни гноящихся ран с червями, ни сцен массовой гибели людей, ни военного пота, грязи и крови, ни боли людей, утративших надежду. В своем изображении любви - он также не стесняется в средствах, доводя градус чувственности и страсти на экране до кипения. Мне кажется, что своими фильмами режиссер признается нам в своих чувствах, раскрывает душу, и богатства ее - огромны, и не хватает фантазии представить, что мы еще сможем увидеть там, в его сердце, а ведь ему всего 35 и это - вторая его полнометражная картина, к тому же, как и «Гордость и предубеждение», снятая на заказ экранизация (на этот раз Йена МакЮэна). «Искупление» - история одной страсти и трех судеб, сложившихся так, а не иначе, история неисправимой ошибки девочки-подростка, погубившей своим поступком сестру, ее возлюбленного и себя. Режиссер заставляет нас не просто увидеть происходящее со стороны, но и побыть каждым из этих героев, ощутить сопереживание, почувствовать их боль, оправдать поступки.

Пожалуй, за исключением игры юной Сирши Ронан, американо-ирландской актрисы, отлично исполнившей роль крысёныша-Брайони (а кто из нас, начитанных юных девиц, влюблявшихся в юношей постарше, не был таким крысёнышем), я бы не стала здесь подробно останавливаться на актерских работах. Почему-то мне кажется, что все они (включая игру МакАвоя, Найтли и даже Редгрейв) в основном, результат умелой режиссуры Райта. Единственное, мне кажется, что Ромола Гараи - неправильный выбор на роль повзрослевшей Брайони (хотя мне и нравится ее игра в I Capture the Castle, Mary Bryant и в еще нескольких фильмах): она старше своей героини (на 7 лет) и Найтли, что заметно, и отличается от Сирши по типажу. Хочется отметить, что изумительная музыка Дарио Марианелли неотделима от фильма и добавляет к нему новые краски, а тонкая и точная операторская работа Шимуса МакГаври помогает погрузиться в ткань фильма и оставаться в ней на протяжении всей картины.

В заключение хотелось бы сказать, что крайне редко встречаются люди, с которыми ты видишь и чувствуешь мир одинаково, еще реже встречаются такие художники. Для меня, Джо Райт - один из таких авторов. Один из тех, кто умеет снимать настоящее и, не побоюсь этого слова, совершенное кино, то есть снимает кино таким, как оно должно быть.
 

рецухи

Previous post Next post
Up