(no subject)

Jun 10, 2011 23:08

 8. Функции и связующие процессы менеджмента
Любое предприятие для поддержания своего существования, реализации корпоративных целей выполняет различные виды деятельности, называемые функциями. Впервые основные виды управленческой деятельности описал и формализовал А. Файоль. Он утверждал, что управлять - это значит планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.
В дальнейшем состав этих функций был дополнен.
Выделение функций менеджмента происходит в результате разделения и специализации труда в сфере управления. Применяются различные классификации функций управления.
Дадим определение основным функциям менеджмента.
Функции менеджмента: Функция планирования, Организация, как функция, Функция мотивации, Контроль в системе менеджмента
1 Планирование - это вид управленческой деятельности по установлению целей и путей их достижения. Результатом процесса планирования является система планов, включающая корпоративные, функциональные планы, планы работников и т. п.
Менеджмент оперирует 3 видами планирования в зависимости от направления характера:
 Стратегическое (перспективное) 8-10 лет
 Срочное (оперативное) 3-5 лет
 Текущее (бюджетное) до 1 года
2 Организация - это вид управленческой деятельности по разработке структуры управления, распределению полномочий и ответственности.
Методы разработки орг. структур:
 Метод аналогии (на основе анализа существующих организаций)
 Экспертный метод (приглашение различных экспертов на договорных основах)
 Нормативный метод (носит механический характер, на основе определения нормативов управляемости - количество подчинённых, управление которых ограничивается физическими возможностями человека)

3 Мотивация - это вид управленческой деятельности по побуждению человека к деятельности, имеющая определенную целевую направленность.
Рычаги воздействия на человека:
 Мотивация
 Стимулирование
Первичный элемент мотивации - потребности. Задача менеджмента - создавать потребности. Осознанные потребности представляют собой мотивы, которые изменяются в зависимости от ситуации (различные мотивационные ядра). Чтобы подвигнуть людей на хорошую работу, надо знать его потребности и мотивы.
Стимулирование связано с внешним воздействием. Огромное число внешних факторов могут быть стимулирующими. Стимулы воздействуют косвенно.
Результативность сводится к взаимодействию 2-х факторов: лежащих на стороне личности, и воздействующих на человека.
4 Контроль - это вид управленческой деятельности по обеспечению достижения организацией своих целей.
Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.
Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения функций, точнее последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.
Этот цикл управления является универсальным по отношению к объекту управления, которым является не только организация в целом, но и отдельные подразделения, функции, методы.
Связующими процессами являются процесс коммуникаций и принятия решений. В последнее время в состав связующих процессов все чаще ученые относят и процесс целепологания, т. к. установление целей функционирования является необходимым условием начала любой деятельности.
1 Процесс коммуникаций - это процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Благодаря коммуникациям руководители (аппарат управления) получает информацию, необходимую для принятия решений, и доводит принятые решения до работников предприятия. Если коммуникации на предприятии налажены плохо, решения могут быть ошибочными.
2 Процесс принятия решений - это выбор альтернативы.
В процессе выполнения функций управления менеджерам приходится принимать большое количество решений:
 при планировании: постановка целей, определение необходимых ресурсов, выбор способов достижения целей и задач;
 при осуществлении функции организации: структура производства, структура управления, организация производственного процесса, вспомогательных служб и обслуживающего производства, организация труда рабочих и специалистов.
Функция координации предполагает принятие решений по способам согласования деятельности различных структурных звеньев, применению технических средств связи и т. п.
Функция контроля связана с принятием решений о том, что, когда и как контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как анализировать полученную информацию, а также решения по осуществлению корректирующих действий.
3 Процесс целеполагания - процесс по установлению иерархии целей и согласования их с параметрами внешней и внутренней среды.
Цель - это предвосхищение результата деятельности.
Previous post Next post
Up