Подошел к концу очередной год, а значит пришла пора всех поздравить и подвести очередные итоги в игровой индустрии. Всем удачи в грядущем году и успехов! Немного перефразируя одну цитату, мудрости - чтобы принять то, чего вы не в силах изменить, и силы - чтобы изменить, что вы можете изменить!
А теперь вспоминаем 13 проектов, которые сильнее всего тронули вашего покорного слугу. Какие-то больше, какие-то чуть меньше, но все они неизменно стоят каждой потраченной на них секунды. И чтобы срачи разгорелись сразу и кто-нибудь прочел запись, последнее место вытащим из под ката :) Да будет срач!)
13. Bioshock: Infinite
Изначально на этом месте должен был быть Batman: Arkham Origins. Я уже написал про него текст. Дописал до конца весь Топ-13. Но тут понял, что чего-то не хватает. И действительно, Bioshock: Infinite оказался незаслуженно забыт. С одной стороны, стоило ли его включать, если я о нем сразу не вспомнил? Думаю да, потому что если бы он вышел в октябре, а Бэтс - в марте, про последний я скорее всего даже не вспомнил бы. А вот Bioshock забыть не получается. Я не сильно восторгаюсь Infinite, считаю его просто неплохим шутером с интересной историей и крутым дизайном, но все-таки в душу он западает. Я не вижу в нем чего-то сверхъестетсвенного и не понимаю всего этого хайпа и восхищения и "ОХОСПАДЕ 10 ИЗ 10!!!". Были вещи и сильнее, причем - на порядок. Тем не менее, новый Bioshock - это хороший проект, в котором чувствуется душа и любовь создателей к своему детищу. Он интригует, увлекает и держит нужный градус напряжения до самого финала. А уж последние полчаса и вовсе страсть как хороши.
12. Far Cry 3: Blood Dragon
Ubisoft - тролли 80 уровня от мира игроиндустрии. Кто в здравом уме подумает, что анонсированное 1 апреля дополнение к Far Cry 3, повествующее о том, как главный герой киборг на острове воюет с динозаврами, стреляющими чуть ли не лазерами из глаз? Ан нет, внезапно это все оказывается serious business, и отменно высмеивает современные шутеры и, вообще, дает настоящего жару. До крутости абсурдный сюжет, протагонист в стиле Дюка Нюкема, неон и кислотная цветовая палитра подкупают с первых секунд. Не говоря об угарных комментариях, ураганных перестрелках и вагоне стеба.
11. DmC
Переосмысление одной из лучших серий слэшеров, с колокольни британцев. Без тонкого английского юмора, но с целым вагоном бунтарства и социальным подтекстом. А в остальном DmC - это старый добрый Devil May Cry. Это увлекательный и, что важнее, тактичный экшен, где категорически нельзя в случайном порядке жать на кнопки. Т.е. можно, но ничего хорошего, как в том же God of War, из этого не выйдет. Здесь нужно искать тактику, действительно овладевать оружием, оттачивать мастерство, чтобы вытворять истинное безумство. С другой стороны, здесь нет дико высокого порога вхождения, и пройти игру на норме, получив хорошую долю удовольствия - тоже можно. В конце концов, помимо крутой боевой системы, тут и неплохая история, и шикарный визуальный ряд, и чертовски крутой саундтрек в лице Noisia и Combichrist. Последние в отдельности мне правда не нравятся как-то, но в DmC вписываются очень удачно.
10. Outlast
Первая со времен первой части Amnesia игра, которая заставляет неуютно ежиться на стуле, бояться каждого поворота и всячески вздрагивать от шорохов. Да, хорошо, через час к этому привыкаешь, но тут уж ничего не поделать - нельзя напугать тем, чего нет. Все зависит от людей, но я в данном плане - не из пугливых. Тем не менее - мощнейшая атмосфера, и настолько густая тьма, что порой боишься, что вот сейчас она с монитора проникнет в реальный мир. И здесь крутое ощущение самого персонажа, так же круто, как и в Mirror's Edge. Доходит до того, что когда протагонист приседает и двигается вперед, он помогает себе руками, цепляется за углы, столы, стулья и пол. Немного не дожали прятки и побеги от монстров, тут можно было сделать лучше, а получилось как-то слишком... схематично. Но все равно Outlast была одним из сильнейших впечатлений в уходящем году.
9. Call of Juarez: Gunslinger
Если честно, у меня на Gunslinger было мало надежд. Да и по-честному, он слабее прочих проектов данного списка. Но насколько же он превзошел все мои самые смелые ожидания. С первого взгляда - типичный шутер на вечер из цифровых сетей. Но с какой же любовью он сделан. Я давно не получил непосредственно от процесса стрельбы столько удовольствия. Все эти Крузисы, КоДы и БФы так давят на всякую технологичность и впечатления, что как шутеры они становятся абсолютно неизобретательными и безынтересными. А здесь просто ураганное действие с отличным ощущением от оружия и клевым повествованием. Оригинальным повествованием я бы сказал. Здесь и юмор, и отличные шутки, и без драмы не обошлось. Прошел за два вечера, но это были чертовски веселые два вечера.
8. Metal Gear Rising: Revengeance
Я люблю PlatinumGames хотя бы за их Bayonetta. Но боялся, что со вселенной MGS они не справятся. Как же приятно было ошибиться. Хотя бы потому что они максимально дистанцировались от истории основной серии. При этом тут много фан-сервиса, очень узнаваемый мир и стиль, только в купе с фирменным безумием студии разработчика. Райден вытворяет на экране какие-то невероятные кульбиты. Делает все то, что в свое время показывалось в роликах Metal Gear Solid 4, только теперь под непосредственным управлением игрока и под великолепный роковый саундтрек, который заставляет кровь вскипать и чуть ли не орать в экран от переполняющих эмоций во время схваток с боссами. Разработчики вроде бы не сделали чего-то революционного, но заставили ощущаться стандартный в общем-то слэшер абсолютно иначе. Я бы сказал, что это целый новый опыт в жанре, в котором, казалось бы, ничего уже не придумать. А идея простая - повесить блок и удар на одну кнопку, заставляя постоянно думать и рассчитывать удары. Непередаваемые ощущения - идеально отбить серию ударов с помощью ответных выпадов. Каждая схватка - это настоящее наслаждение потрясающей хореографией. Лучший слэшер года. Да и последних нескольких лет. С удивительным вниманием к мелочам, крепкой историй, адреналиновыми сражениями и вообще, минус только один - слабоватая визуальная часть. Но Кодзима говорит, на ПК с этим все куда лучше. С удовольствием проверю.
7. Brothers: A Tale of Two Sons
Очень милая и трогательная история от людей, которые специализируются на жестких и брутальных экшенах. Но Brothers - совсем о других вещах. Она о ценности семьи, дружбе, взаимопомощи и братском духе. История, рассказанная исключительно визуальными образами, полная трагизма и грусти, умудряется одновременно быть очень светлой и доброй. Очень сложно выражать словами весь тот спектр эмоций, что дарит эта игра. Но я определенно каждому желаю насладиться ею, проникнуться, прочувствовать ее.
6. Splinter Cell: Blacklist
Сэм Фишер вернулся, взяв все самое лучшее, что было в классических играх серии и в Conviction, который от канонов далековато ушел. В итоге - приз за лучший "стэлс" достается Ubisoft. Blacklist доставляет огромное удовольствие, когда получается пройти уровень призраком, мимо армии головорезов и кучи ловушек. По сути вся игра - это набор участков-головоломок, которые можно пройти как угодно - можно всех расстрелять, можно убивать по одному, а можно вообще никого не тронуть. Разработчики не ограничивают игрока и не принуждают ни к чему. Экспериментируйте, импровизируйте, действуйте по ситуации.
5. The Wolf Among Us
Telltale Games порадовали снова. Причем The Wolf Among Us радует больше и чем первый сезон The Walking Dead: The Game, и чем недавнее творение Кейджа Beyond: Two Souls. Здесь есть и чертовски крутой стиль, отменная визуальная часть - словно оживший комикс, и интригующий сюжет с наур-атмосферой. Действие обладает идеальным ритмом - не провисает, но и не мчится как паровоз. Она захватывает и чередует расследования, исследвоание мира и экшен-вставки, может похвастаться и постановкой, и неплохой драматургией. В отличие от The Walking Dead (что первого, что начала второго сезонов), здесь есть отлично прописанные диалоги и монологи. Хриплые рассуждения Бигби о жизни можно слушать бесконечно.
4. GTA 5
С GTA у меня всегда были сложные отношения, и 5 часть исключением не стала. Ну не мое это. Я объективно понимаю, насколько это крутая, продуманная игра, какое огромное сил был вложено в нее. Такое внимание к мелочам, огромные масштабы, десятки различных механик, идеально приложенных друг к другу. Да еще и сюжет, в кои-то веки, не разгоняется добрые пять часов, а сразу же начинается веселье и угар. Rockstar забыли про тормоза и высмеяли, мне кажется, каждый элемент жизни всех слоев американского народа. Но мне тут скучно. Весело ездить, стрелять, грабить банки, но вот играть во все это в совокупности долго у меня не получается.
3. Assassin's Creed 4: Black Flag
Идеальный Assassin's Creed, в котором убрали абсолютно все лишнее, сделали приветливым, удобным, и при этом сумели нарастить масштаб. Неплохо переданный дух пиратства и чувство настоящей свободы. Тема ассассинов и тамплиеров отошла на второй план, но это не так плохо. Серии пора освежиться, и Ubisoft работает в верном направлении. Они развлекают и позволяют развлекаться игрокам самостоятельно. Здесь есть все, чего душа пожелает, и заниматься можно только тем, чего хочется именно вам. Black Flag не принуждает к чему-то, а лишь предлагает и мотивирует. И это чертовски правильный подход.
2. The Swapper
Одно из сильнейших впечатлений 2013 года. Садясь за The Swapper, я не ожидал вообще ничего. Ну, инди как инди. Но не тут то было. Во-первых, это платформер с целым вагоном интересных паззлов, которые с лету решить не получится. Здесь нужно думать, причем порой - много и усердно. Но нет ни одной загадки, которую невозможно решить самостоятельно. Но главное, что тут есть - это атмосфера и сюжет. Меланхолия и одиночество пронизывают каждый сантиметр пространства в The Swapper. На руку этому играет потрясающий саундтрек, который я несколько раз с удовольствием прослушал отдельно. История же заслуживает отдельной награды. Хотя бы потому, что умудряется рассуждать о разуме, душе и метафизике исключительно простым и доступным языком. Причем это делает не делает ее хуже или более плоской, чем могло бы быть. Это делает ее элегантной. После финала остается только медленно выдохнуть, уставиться в экран и задуматься о своей жизни. Редко какая игра может похвастаться подобным послевкусием. Заслуженное второе место.
1. The Last of Us
Когда я пытаюсь что-то сказать о The Last of Us, на ум приходит много слов, сравнений, восхвалений. Но в итоге произносить или писать все это мне совсем не хочется. Даже кричать "Это Шедевр на все времена!!!" нет желания. Потому что для меня это как аксиома. Ты не доказываешь, что две параллельные линии не пересекаются. Ты просто это показываешь, и это становится очевидно. Так и с "Одними из Нас". Не надо с пеной у рта доказывать, насколько это круто. Что это великолепная игра, потрясающая игра актеров, великолепная режиссура или завораживающая атмосфера. Нужно просто это показать. И все сразу встанет на свои места. Браво, Naughty Dog, просто браво. Лучшая игра года. Лучшая игра прошедшего поколения консолей. И если подумать - лучшая игра за последние 7 лет.
Это был богатый год на хорошие и отличный игры. Это был важный в игровой индустрии год - сменилось поколение консолей. А значит в следующем году можно ожидать не эволюции старых идей, но настоящие революции, новые пути к созданию интерактивных развлечений. И мне очень интересно, что из всего этого получится.
Еще раз поздравляю всех с наступающим праздником, всем удачи и исполнения всех самых сокровенных желаний в новом году!