Побуду немного банальным и скажу, что игры сейчас уже не торт и вообще раньше трава была зеленее, а в геймдеве была такая команда, как Troika Games. Одну их игру я честно считаю лучшей игрой всех времен и народов, а вторую - лучшим игровым произведением про вампиров. Да, субъективизм в чистом виде, ибо проблем в обеих - вагон. Но тем не менее я искренне и нежно обожаю Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura, и удивляюсь, как Vampire: The Masqurade - Bloodlines смогла обстебать "Сумерки" задолго до выхода последних.
Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura (2001)
Впервые я с Арканумом познакомился очень давно, лет 10 назад. Мне тогда друг дал диск со словами "о боже это круче чем Fallout". Я правда тогда не знал что такое первые 2 фолыча, их я попробовал уже после. Но не об этом речь. Я помню как впервые окунулся в этот мир... и подумал - что за хрень, черт вас подери? Не, ну серьезно, я ушел от места крушения и минут 15 бежал по одинаковому лесу. На след день заметил наличие глобальной карты с фаст-тревелом. Полез в систему развития - глаза полезли на лаб. Просто нереально гигантская ролевая система и минимальное количество очков развития: что делать, куда вкачиваться, аааа!!!!??? В общем с горем пополам прошел ее, но все равно она оставила очень приятные впечатления. В первую очередь, конечно же, своим миром и персонажами. Даже будучи маленьким, я обожал стимпанк и мог разглядеть частички юмора в мире Арканума. Ну и музыка, разумеется. Любимейший ОСТ все-таки.
Пару лет спустя я решил перепройти Арканум. Подошел к этому с куда большим вниманием, постарался вникнуть в ролевую систему, выполнять больше квестов и так далее. В итоге оказалось, что в прошлый раз я видел дай бог десятую часть всей игры, если не меньше. Примерно в таком же ключе прошло еще одно прохождение еще пару лет спустя. С каждым разом я открывал для себя все больше нового, осмысливал сюжет и диалоги по-новому. И вот сейчас, уже не боясь старого ролевого хардкора, сел за капительное прохождение, чтоб все и вся. Нашел сборку со всеми оригинальными патчами и фанатскими улучшалками. И я, если честно, просто офигел.
Во-первых, я официально заявляю - никогда ранее и по сей день никто не смог придумать более глобальную и глубокую ролевую систему. Серьезно. Ни в одной другой игре (ни Фолыч, ни Балдур) нет такой вариативности в прокачке. А здесь есть буквально все: от банальных воинов, стрелков и магов (разновидностей которых в общем-то тоже дофига) до совсем безумных комбинаций. Хотите сделать безумного мага, который будет посылать нахер всех в диалогов и взрывать все динамитом и бомбами - пожалуйста! Может быть месье предпочитает обольстительного красавца-воришку, который способен обчистить любой карман и подсунуть яд недругам? Никто не мешает. В игре какое-то безумное количество магии и технологии, основные характеристики и дополнительные навыки, все друг с другом связано и совместно влияет еще на десяток параметров, как очевидных, так и нет. Боже мой, здесь некоторые характеристики от локации зависят, магия и технология тесно связаны, но при этом мешают друг другу. Мозг лопается сперва, но когда ты познаешь дзен всю эту механику, то хочется просто стоя аплодировать.
Плюс в Аркануме возникает одно редкое чувство - реальное ощущение развития героя от полного лоха до всемогущего нагибатора. В начале ты боишься буквально каждого случайного сражения на глобальной карте, но уже в середине в механической броне и с пиротехническим топором рвешь всех в кашу (ну или настолько профессионально заговариваешь зубы, что заставляешь врагов друг друга перебить). Конечно для многих это сложный вопрос и далеко не всегда - плюс (ну кому-то и авто-левелинг из Обливиона нравился). Но тут возникает пожалуй главный минус всей игры - баланс. Для начала, первые часов 10 играть технологом-стрелком - невыносимо тяжко (и не дай бог вы придете в Клан Черной Горы без хотя бы третей пушки ветки стрелка). Ну это если вы конечно новичок в мире, бывалые в курсе, кого в самом начале надо нанять для решения всех силовых проблем. Но все равно, порог вхождения заметно выше, чем даже в Fallout. Магом уже проще, особенно - ориентированным на ближний бой. А отсутствие возможности управлять соратниками во время боя порой выбешивает, насколько глупые вещи они творят.
Далее удивляет сюжет. У сценаристов вообще талант - они каждый раз делают банальное вступление с банальной же центральной темой (в Аркануме - пришествие избранного, в более камерном Бладлайнс - пророчество о конце света). Но как же потрясающе все это подано: с великолепными харизматичными персонажами, сюжетными перипетиями, путешествиями вокруг света по самым фантастическим местам. При этом побочных заданий - чуть ли не сотни, и многие из них решаются парой-тройкой абсолютно разных путей, переплетаются друг с другом, постоянно открываются одни ветки событий и закрываются другие. Побочные NPC - отдельная сказка. Разработчики для абсолютно каждого диалога придумали несколько вариаций в зависимости от вашего показателя красоты, харизмы и интеллекта. Можно довести до того, что герой вообще будет не уметь разговаривать или будет настолько уродливым, что NPC начнут нападать на него, приняв за монстра. Огромное количество юмора, от невинного до черного, прилагается. Ну и финал - это чистой воды стеб (правда это больше к Bloodlines все-таки относится, но в Arcanum тоже есть). Всю игру нагнетают, нагнетают, ты предчувствуешь нереальный эпик, а в конце... эээ... что за хрень? Но это даже не разочаровывает, а вызывает искреннюю улыбку и даже мимолетную мысль: "Блин, а ведь все таки это отличная идея!"
И снова масштаб играет с создателями злую шутку. В момент релиза Arcanum был ужасно, кошмарно, неимоверно забагован. Неработающие скрипты, критические баги в основной сюжетке, отсутствующие сюжетные фразы и куча непроходимых квестов. Все это очень удручало в купе с невыверенным балансом. Фанаты до сих пор лепят заплатки (а последний крупный GrandFix вышел по-моему аж в 2009!).
Жаль, что игра так и не встала в глазах игрового сообщества в один ряд с Planescape, Baldur's Gate и Fallout. Видит Бог, Arcanum этого заслуживает как никто другой. Но у него есть своя преданная армия фанатов, которые до сих пор обсуждают, улучшают и своими руками пытаются делать продолжать. Как же я мечтаю о продолжении, снова окунуться в этот мир, с новыми героями и приключениями. Жаль, что это жемчужина единичной выделки, и уже никакой Project Eternity не сможет подарить подобных эмоций. Но я уверен, что Arcanum я пройду еще не один раз, и наверняка каждый раз буду открывать для себя все новые и новые вещи. Каждый раз это всегда восторг, и каждый - чуточку другая игра.
P.S. Про Bloodlines - в другой раз :)
P.P.S Это наверно заслуживало отдельного поста и вообще уже баян, но все таки... ПРОДОЛЖЕНИЮ PLANESCAPE ОФИЦИАЛЬНО БЫТЬ!!! Как в своем бложике постоянно говорит А. Логвинов - это будет чертовски удачный и интересный год. И я абсолютно солидарен с его мнением.