Друг мой Саша получил одну из высших математических премий.

Jul 20, 2020 12:46

Премию Шао.


Он был единственным в новые времена мирового жандарма, кто после откровений Сноудена не побоялся предложить математикам разрыв с НБА
. С самой высокой трибуны предложить.
Ответом было безмолвие.
Адресат промолчал.
Обмельчало и научное сообщество.
В США Сахаровых не оказалось. В Европе тоже. А в РФ не осталось в 13 кто понимал о чем речь. А если и понимали, то поскольку не имели отношения не сочли возможным.

Один Бейлинсон даже среди наших, советских, там. Понимающих отчего и к чему идет.
Перельман ведь молча уехал. Столкнувшись.
Воеводский пошел по пути внутреннего жара. Сбежал от суеты.
Бейлинсон оказался один.
Я не знаю понимает ли современный американский учёный, не из бывших наших, а любой другой, на каком пороге стоит человечество. Или даже не стоит- падает.
Даже если понимают - молчат.
Но что-то мне подсказывает, что перемены грядут. И польется, потечёт, сорвется лавиной. О том чудовище нового рабства, что выращено жадными до денег и власти людишками с помощью молчащих ученых.
Число их конечно. А мерзость - не имеет границ.
Без СССР не осталось кафедры, с которой слышат в этом и параллельном мире.
Факт.
Нужна ли альтернатива зверю, раз он завелся от трусости и глупости людской.
Нужна? Или...

В связи этой мне захотелось опубликовать один давний Сашин текст. Ну и публикую:

Ирке - девочке моей

Люди, когда смотришь на них по отдельности и на уровне всего общества, на удивление разнятся. Такие качества и переживания как любовь, дружба, доброта, любопытство, понимание прекрасного, - чрезвычайно индивидуальны. Но наши совместные действия определяются в куда большей степени иными силами,(2) всё более походящими на обезумевших Парок, сосредоточенных на уничтожении всей ткани жизни на Земле.

То, что мы не замечаем их власти, связано с одной нашей чертой: нам крайне важно чтоб наши мнения не отличались от мнений ближайшего окружения (мы видим в этом залог нашей безопасности), и мы предпочитаем не отличать эти мнения от реальности. Как следствие, подобно модели Изинга при низкой температуре,(3) человеческое общество оказывается разделённым на кластеры людей, имеющих одинаковые мнения, принимаемые внутри каждого кластера за самоочевидные истины. Большинство великих делений человечества (цивилизации, организованные религии, нации, идеологии,...) являются такими кластерами.

Эта наша черта восходит, видимо, ко времени неолитической революции. До неё, на протяжении десятков и сотен тысячелетий, люди жили маленькими группами в мире полном иных существ. По мере одомашнивания - а мы одомашнили самих себя не менее чем коров и пшеницу, - открытый мир сменился на Хлев и его внутренние разборки и взаимоотношения. Изинговы кластеры суть отделения в Хлеву.(4)

*******

Вот несколько кластерных верований:

Одно состоит в том, что мир по сути своей иерархичен. Например, что пирамида (Бог)-(наш кластер)-(прочие люди)-(животные)-(растения), где более высокие ступени обладают правом жизни и смерти над низшими, отражает реальность. Другая точка зрения состоит в том, что иерархии - это вторичный эффект жёсткости нашего мировосприятия.(5)

Быть может именно это Иисус и пытался передать своим ученикам во время Тайной Вечери (последней возможности им что-нибудь объяснить). Потому он вымыл им ноги, и затем сказал что-то вроде «Есть этого барашка и есть меня - по сути без разницы.» Позже ученики попытались совместить его слова с тем, что они знали как факт - что есть барашка религиозный долг (и они любили баранинку), и что есть людей запрещено - и возникло таинство Евхаристии, и с ним кластер христианства.

Другое кластерное верование - это уверенность в том, что мир по сути своей не отличается от того, как мы себе его представляем. Хотя наши воззрения меняются иной раз весьма радикально, убеждение в их существенной истинности и полноте неизменно. Но, может быть, более адекватно представлять область нашего восприятия действительности кругом света от лампы, окружённой неизмеримым темным лесом реальности, находящейся за пределами наших понятий и способностей восприятия.

Ощущение, что в глубине души мы - парусные лодочки гонимые ветром Неизвестного, мне кажется, совершенно необходимо для нормальной человеческой жизни: для самой возможности видеть (все чудеса вокруг которые мы иначе просто не замечаем), глубоко думать,(6) и быть в связи с миром (вольным братством существ - гусей, звёзд, деревьев - с которыми мы разделяем наше неведение).

А эта уверенность в нашем сугубом превосходстве над животными? Но само сравнение лишено смысла. Как и человек, любое живое существо обладает своим кругом восприятия мира вне которого оно едва способно что-либо различить.(7) Круги различных существ различны, у существ отдалённых видов они едва пресекаются. Что мы понимаем, скажем, о крысе лежит в пересечении нашего и её кругов, и да, это пересечение куда меньше нашего круга. Но мы не можем ничего сказать о размере этого пересечения по сравнению со всем кругом крысы. Мы просто утверждаем, без какого-либо обоснования, что круг крысы лежит целиком внутри нашего, и заключаем что крыса по сравнению с нами ничто. Но ситуация симметрична, и крыса, пожелай она рассуждать в нашем духе, должна с необходимостью заключить, что в нас нет ничего стоящего.(8)

Можно тем не менее попробовать, сколь бы жалкой ни была эта попытка, сравнить возможности человека и животных. Мы не последуем за учёными, которые берут что-нибудь банальное из того, к чему человек способен, и показывают сколь бездарны к этому звери. Возьмём способность птиц к полёту. Разумеется мы не можем летать, но что из доступного человеку (кроме полёта во сне) может сравниться с полётом птицы? Полёт требует невероятной точности движений и свободы взаимодействия, танца в непредсказуемом. Ветер, ветки деревьев - всё в движении, каждый момент совершенно иной. Те же качества необходимы при исполнения музыки: истинный музыкант соприроден птице.

Мне кажется, суть искусства лежит вне человеческого общества.

Ещё одно Изингово верование - что наш кластер является выделенной системой, что другие являются нашей собственностью и существуют исключительно ради нашей выгоды и для нашего потребления. Если упорядочить людские безумства по степени насилия и горя ими принесённого, то это верование (и его производные вроде идеи прогресса) возглавило б список.(9)

К нему примыкает идея гуманизма об окончательном отделении человека от остального мира.(10) Единственная ещё оставшаяся связь - наша смертность, отсюда и многие попытки избавиться от неё (таких как зарисовывание детей в «Избиении младенцев» Брейгеля скотиной, снедью и домашней птицей)(11) и обратить мерцающий танец нашего существования в нечто важное и вечное. На пути к этой цели мы уже создали материалы, время существования которых чрезвычайно велико (такие как пластик, которым мы заполнили океаны и землю, и содержимое ядерных реакторов).

Русский философ 19 века Николай Фёдоров объявил, что целью научного прогресса является воскрешение мёртвых. Чтобы справиться с проистекающим перенаселением, Фёдоров предложил колонизировать космос.(12) С той поры прогресс обеспечил невероятный прирост человеческого населения(13) (без единого воскрешения) и изобретение тьмы разных способов избавиться от него (не привлекая космические путешествия).

Имеется ещё убеждение (связанное с идеей безопасности) в том, что мы способны, до известной степени, предсказывать будущее. Тем кто как я жил в государстве, которое внезапно развалилось, и затем в государстве, находящемся ныне в свободном полёте саморазрушения, ясно, что это желаемое - отнюдь не действительное.

Предсказуемы лишь мёртвые вещи и мёртвые мысли. Как мы изменимся, предугадать нельзя.

Заслуги и награды имеют смысл, как мне кажется, лишь в мире чиновников и военных. Настоящее стихотворение, как и любое другое приближение к истине, не несёт в себе никакой заслуги. В красоте дерева нет заслуги. Что влечёт почести и похвалы не является поэзией.(14)

Пушкинское переложение оды Горация Exegi monumentum близко следует оригиналу на протяжении первых четырёх строф, посвящённых самовосхваленью автора. Гораций просит затем Мельпомену увенчать его лавровым венком, но Пушкин внезапно сворачивает с колеи - его последнее четверостишье

Веленью Божию,(15) о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

Я представляю Пушкина сочиняющего оду; он не в духе (то был последний, столь горький, год его жизни). Внезапно останавливается - «Ну и глупец же ты Пушкин - о муза, девочка моя бедная, что за ерунду я заставил тебя слушать! Что ж ты меня не остановила?» - потом улыбается и пишет последнюю строфу.

*******

В какой мере Изинговы верования ограничивают нашу возможность думать и видеть? Мозг составляет целостную картинку действительности из того нового, что мы видим и из того, что ему уже известно и что он расценивает как факты. Если новое противоречит уже известному, обычная реакция состоит в том, что мы отказываемся видеть новое, а не задаемся вопросом верны ли «факты». Таким образом кластерные верования искажают наше зрение создавая в нём огромные слепые пятна.(16) Из-за них мы не ощущаем немыслимую жестокость того, что причиняем другим.

История, как и сама жизнь, зависит от того, что нам в ней интересно. Это может быть то, что мы находим в газетах и учебниках по истории и социальным наукам: кесари и президенты, шум и ярость(17) цивилизации. Но можно смотреть по-другому, так, что становятся видны не только люди, но и другие существа. Ты видишь изуродованные и срубленные деревья,(18) бойни и сожженые города,(19) и понимаешь, что цемент и асфальт - это убитая земля. Увидев оленя, ты понимаешь, что просветление, чем бы оно ни было, приходит с дикими зверьми, когда они перестают нас бояться. И ты замечаешь, что дорогие твоему сердцу люди не принимают, как Моцарт, слепой скрипач(20) и старушка кормящая птиц,(21) себя всерьёз. Кого-то из них можно найти в официальной истории, но большинство не оставляет, как звери и деревья, после себя следа.

Мы рождаемся в это другое видение. Потом, в какой-то момент, оставляем его и переключаемся на кластерное восприятие. Но в этом нет никакой необходимости. То другое зрение с нами всякий раз как мы видим мир ясными глазами. И тогда, вместе с Майклом Бэнксом, мы внезапно понимаем что нам необходимы птицы, деревья и вода из колодца, а никак не железные дороги поперёк Африки.(22)

Примечания (1) Мальчик, чья няня - Мэри Поппинс.
(2) Согласно Будде, это жадность, ненависть и глупость.
(3) С гамильтонианом, чей знак говорит совпадают ли мнения соседей или нет.
(4) «Я понял, что у очень многих домашних животных стремления есть и совокупляться резко усилены, в то время как более тонкие социальные инстинкты ослаблены. Я испугался - и этот страх поныне со мной - при мысли о том, что аналогичный генетический процесс упадка, возможно, происходит с цивилизованным человечеством.» Конрад Лоренц, Нобелевская речь.
(5) Допустим, что наш мир это плоскость, а наше восприятие его это проекция на ориентированную прямую. Плоскость никак не упорядочено, но наше представление о ней упорядочено.
(6) «Занимаясь философией, тебе приходится спускаться в древний хаос и быть там как дома.» Л. Витгенштейн «Культура и ценность.»
(7) Первые слова Будды после его просветления были «Как удивительно что все живые существа обладают суть Будды.» Мне кажется, суть Будды - это чистота видения.
(8) «Я отчаянно хотел приблизиться к животным. Частично поскольку был уверен, что они знают нечто, что я не знаю, и что мне, по неясной причине, было необходимо узнать. ... Ничего не получилось. Дрозд оставался неуловим. Ощущение полноты его тайны - величайший дар моего детства. Если бы я решил, хоть на мгновение, что я понял, это было бы крушением всего. Я мог бы стать нефтепромышленником, банкиром или сутенёром. Ранняя уверенность в своём понимании или мастерстве превращает людей в чудовищ.» Ч. Фостер «Будучи зверем»
(9) «Для дикого существа ни боль, ни смерть не сравнимы с ужасом, внушаемым человеком. ... Мы убийцы. Мы воняем смертью. Мы носим её с собой. Она пристала к нам как мороз. Нам её не отодрать.» Дж. А. Бейкер «Сапсан»
(10) «... ничто не удивительно кроме как душа, которая, будучи великой, не видит вне себя ничего великого.» Петрарка «Восхождение на гору Ванту». (Разумеется, наличие души - прерогатива человека.)
(11) См. htpps://en.m.wikipedia.org/wiki/Massacre_of_the_Innocents_(Bruegel)
(12) С этой целью его ученик Константин Циолковский разработал идею космической ракеты. Видение Фёдорова повлияло, среди прочих, на Андрея Платонова, Николая Заболоцкого и Павла Филонова.
(13) См. https://www.theguardian.com/environment/2018/may/21/human-race-just-001-of-all-life-but-has-destroyed-over-80-of-wild-mammals-study
(14) «В Англии поэт-лавреат являлся как бы придворной должностью. ... В 1630 г. ему назначен был оклад в 100 фунтов стерлингов; к ним прибавлялась бочка канарского вина, которую при Соути заменила надбавка к пенсии в 27 фунтов. Поэт-лавреат обязан был ежегодно сочинять оду ко дню рождения государя и по временам воспевать национальные победы.» Брокгауз-Ефрон, статья «Лавреат».
(15) В черновике первые слова «Призванью своему».
(16) «Люди могут рассматривать всё зло в себе как слепоту.» Л. Витгенштейн, там же.
(17) «Макбет», акт 5, сцена 5, строки 17-28.
(18) «... наши улицы представляют из себя процессии достойные гравюр Калло, где изуродованные поднимают свои обрубки над безразличием автомобилей столь виновных в этой тупой расправе.» Ж. Грин «Париж»
(19) См. стихотворение Робинсона Джефферса «Первородный грех», https://www.poemhunter.com/poem/original-sin/
(20) «Моцарт и Сальери»
(21) См. http://www.youtube.com/watch?v=XHrRxQVUFN4
(22) Эта фраза относится к эпизоду чудного фильма «Мэри Поппинс» с Джули Эндрюс (ссылка на колыбельную песню из которого приведена в сноске 21), где Майкл хочет кормить птиц, что приводит к панике в банке.

Персонажи

Previous post Next post
Up