лето 2009, Казань (3)

Oct 05, 2009 01:00

Лето было, я могу это доказать.


=== Казань (начало)===

В 6-15 в Казани было холодно, я даже достала из рюкзака кофту. Голова немного кружилась из-за раннего подъема, вчерашних впечатлений и некоторого голода, так что я второй раз возблагодарила Макдональдс и свою алчность за то, что у меня остался вчерашний "увядший" гамбургер, ибо, сколь ни бывали бы многочисленны городские кафе, и как бы рано они ни открывались, все равно никто из них не готов тебя покормить в половине седьмого утра, за исключением маленького неуютного ларька на вокзале. Благодаря железным дорогам и питанию по обстоятельствам, с некоторых пор я очень люблю медленно пить чай по утрам.

Всякий раз приезжая в новое место, спускаясь по железным лестницам, выходя из здания вокзала в город, я остро ощущаю собственную чужеродность по отношению к этому месту. Когда такое чувство возникает, следует расслабиться, улыбнуться, пощуриться на солнце или дождь,... и достать карту. Наличие предварительного плана перемещений не только экономит время и позволяет оптичить максимум необходимых туристических ритуалов, но и дает возможность на некоторое время прикинуться местной, чтобы город успел к тебе привыкнуть. В таких случаях я выбираюсь к большой автобусной остановке, в названии которой так или иначе присутствует слово "вокзал", и начинаю наблюдать за приходящим и отходящим транспортом в поисках выученных накануне топонимов, интервалов движения и местных тарифов.

В некоторых городах переход от вокзального (находящегося в движении, меняющегося) к стабильному (регулярному, повседневному, в чем-то напоминающему семейную жизнь), или к показному (праздничному, туристическому) происходит плавно, но к Казани это не относится. Кремль там находится недалеко от железной дороги, максимум полчаса размеренным шагом, но моя пешеходная прогулка проходила по чему-то среднему между спальным районом и промзоной. Совершенно сюрреалистический вид имело трамвайное кольцо, по которому неприкаянно мотался мусор из ближайших мусорных бачков в свете утреннего солнца, и было в этом что-то от скрытой правды, компрометирующей парадную причесанность, что-то грустное, как позже в Самаре, и что-то от смерти: пустые пакеты и бутылки, не имеющие содержимого, и отсутствие людей, которые их бросили. Вскоре карта сказала, что следует повернуть на 90 градусов, и передо мой потянулись чистые и ровные тротуары, хромированные ограды, тонированное стекло бизнес- и увеселительных центров и, наконец, возник кремлевский холм с крутой каменной лестницей наверх. На склоне холма находились два признака современной цивилизации: вход в метро, и билборд, воткнутый достаточно неудачно, чтобы не иметь возможности сфотографировать Кремль с площади.

Каменная лестница наверх, чистенькая и отремонтированная, относилась к разряду тех, на которые хочется легко взлететь с разбега, но по которым приходится медленно и аккуратно взбираться, останавливаясь для передышки, чтобы не спровоцировать у невыспавшегося организма неуместного приступа тахикордии. На самом верху ее обнаружился памятник, хорошо известный по фотографиям (кому интересно, поищите в гугле "памятник Мусе Джалилю"). Недавно меня спросили, не было ли у меня, когда я жила в Москве, такого чувства, что я живу в городе, где по улицам ходят знаменитости и столько всего происходит? Нет, не было и нет у меня такого чувства. Зато я хорошо помню, как приехала в Питер и первый раз оказалась на Дворцовой площади. Это было как если бы ты неожиданно провалился в ставший трехмерным рисунок. Видимо, по той же причине, случайно обнаружив известный объект, которого я не расчитывала здесь обнаружить, у меня возникает чувство как будто я споткнулась о торчащий наружу элемент конструкции мироздания.

Казанский Кремль, как и московский, одновременно является и музеем, и правительственным центром. Это означает, что там очень чисто и много всяких замкОв в разных неподходящих местах, бизнес-дамочки стучат лодочками и скрываются за дверями с прибитыми к ним латунными табличками, милиция строится в каре у собора, и сквозь их ряды пробирается православная, на вид, молельщица, в длинной юбке и платке, и бегом бежит наверх по ступеням. Пока я ем свой вчерашний гамбургер у башни Сююмбике, любуясь панорамой и стараясь держаться на солнце, кто-то командует каре вольно и милиция мгновенно рассасывается по территории Кремля, становясь незаметной глазу. Я еще побродила вокруг и над новой мечетью, где находится музей ислама, и так как сувенирные лавки в это время еще были закрыты, купила себе китайский каучуковый мячик за две пятирублевые монеты.

продолжение, наверное, следует

похождения вокруг да около, великий восточный поход 2009, Казань

Previous post Next post
Up