Два базовых правила хорошего фрилансера

Nov 29, 2013 00:09

Человек несовершенен. С разным постоянством его посещают леность, жадность, глупость, забывчивость и другие гости. Если в эти моменты человек ни с кем не взаимодействует, проблем нет, но при работе для заказчика подобные вещи могут поставить крест на проекте. Сформулируем два правила и несколько примеров к ним, чтобы стало яснее, чего заказчик ждёт от исполнителя, какие модели поведения приемлемы, а какие губительны.
Правило I. Сделай то, что обещал - с нужным качеством и в срок
Ситуация 1. Не успеваете из-за форс-мажора. Если это общеизвестный инцидент (ураган в городе, «блэкаут»), вас простят, но заказчику всё равно, умирает ли у вас кошка и съедают ли компьютер вирусы.
     Решение. Как только понимаете, что ситуация вышла из-под контроля, первым делом звоните заказчику. Сразу, не дожидаясь дедлайна. Мы предполагаем, что работа либо уже продвинулась, либо времени осталось достаточно. Спокойно излагаете свою проблему и - обязательно! - предлагаете варианты решений. Обычно их несколько.
          А) Можно сдвинуть дедлайн, в том числе и со снижением оплаты.
          Б) Можно сдать готовую часть работы и получить за неё какие-то деньги.
          В) Можно попросить перезаказать проект целиком.
     Следует понимать, что если вы звоните за сутки до дедлайна, обещали написать книгу, а у вас только невнятные черновики, выйти из этой ситуации достойно не получится.
Ситуация 2. Не успеваете из-за субъективных причин (не поняли задание, не владеете предметом).
Решение. Спрашивайте! И не в последний момент, а как только столкнулись с проблемой. Вмените себе в привычку сразу задавать вопросы при любом сомнении. Всё, что может быть понято двояко, заказчик и исполнитель понимают по-разному - закон Мэрфи для фриланса. 95% проблем становятся понятны при прямом проговаривании, и этот великолепный метод многие не используют лишь из-за страха показаться глупыми. Но лучше казаться глупым, чем необязательным! И полезный совет: не спрашивайте про неясное место «Что вы имели в виду?» - если заказчик косноязычен, то он и во второй раз сформулирует криво. Следует обращаться так: «Я понимаю это место в ТЗ следующим образом… Верно ли это?»

Правило II. Не запихивай в рот больше, чем можешь проглотить. Не набирай работы больше, чем можешь сделать в срок.
Ситуация. Загружен полностью на ближайшую неделю - и вдруг появляется срочный заказ, чрезвычайно симпатичный в финансовом плане.
     Решение 1. Отдать часть текущей работы на аутсорс. Наверняка есть знакомые коллеги, в крайнем случае - free-lance.ru и аналогичные сайты в помощь. Можете позвонить мне - договоримся :-). Отдельный совет - не экономить на этом, можно отдать и на 100% гонорара, если вы уверены в качестве работы, а новый проект сильно перекрывает потери.
     Решение 2. Созвониться с заказчиками по текущим проектам и попытаться сдвинуть какие-либо сроки, пусть даже потеряв при этом в деньгах. Опять же, если новый проект того стоит.
     Решение 3. Как ни печально, отказаться от нового проекта. Но в такой форме, чтобы в следующий раз к вам обратились, а именно: вежливо объяснить причину, дать дельные советы по сути работы и обязательно посоветовать, где можно найти другого исполнителя. Даже если этот другой заберёт у вас богатого заказчика, вы как минимум останетесь с чистой совестью. Со временем поймёте, что это - очень важная часть работы.

копирайтинг

Previous post
Up