Копирайтинг и совесть

Nov 28, 2011 20:38

В неплохом фильме Боба Гэйла «Трасса 60» есть колоритный персонаж, который признаётся: «Я работал в рекламе, мне платили за ложь. Но однажды из-за этой лжи умер мальчик. Это убило меня…»

Увы, гораздо чаще авторы рекламных текстов и роликов узнают о плодах своего труда только на Страшном Суде. «Кнопка, которую ты нажимаешь, всегда белая и чистая, а что происходит на другом конце провода - это дело других людей, которые не нажимают на кнопки», - констатировал не самый глупый из персонажей Роберта Музиля.

Так совместима ли работа копирайтера с совестью?

Вопрос не праздный - о чем только не приходится писать человеку, избравшему себе эту профессию! О совершенно неизвестном ему автосалоне (а вдруг там работают безрукие халтурщики?), о суперсовременной технологии строительства частных домов (никто не доказал, что они простоят хоть 10 лет), о новом снадобье, излечивающем половину болезней (ну вы поняли, да)… Велик риск поскользнуться на этом пути и прославить то, что прославления никак не заслуживает.

Между тем ничего принципиально отличного от работы специалистов другого профиля в нашем бизнесе нет. Любому человеку время от времени приходится делать этический выбор. И таджикскому дворнику, который оформляется в РЭУ под славянскими именем и фамилией, отдавая часть зарплаты начальнику. И украинской проститутке, ради прокорма родных в черкасском селе презревшей карьеру офис-менеджера. И даже записным моралистам, вынужденным постоянно корректировать мораль в соответствии с линией партии.

Разумеется, все случаи индивидуальны, категорические общие суждения тут неуместны. Так, мы в MoreTT.ru поставили только одно формальное ограничение: не работаем с политиками. Ни на каких условиях. Мало кто из наших коллег устоял против определенных предложений - во время избирательных кампаний можно освоить вкусные бюджеты. Но они слишком сильно пахнут.

Попробуем сформулировать некий кодекс чести копирайтера.

1. Не работай с теми, в чьей нечистоплотности ты уверен. В первую очередь это относится к дельцам из сферы здоровья - пенсионеры на удивление легковерны и готовы отдать последний рубль за очередное чудо-снадобье. Пусть в твоем бюджете не будет ни копейки с этого рубля.

2. Отказывайся от прославления того, что для тебя неприемлемо. Терпеть не можешь курение и курильщиков? Пусть на табачных монополистов поработает кто-то другой. Считаешь азартные игры социальным злом? Работа с онлайн-казино не для тебя.

3. Если у тебя есть возможность получить дополнительную информацию о личности заказчика, не поленись. На связь иногда выходят удивительные люди, за сотрудничество с которыми можно запросто стать нерукопожатным в приличном обществе.

4. Помогай заказчику, не ищи ложь там, где имеет место безобидный маркетинг. Если заказчик считает, что ставит самые лучшие пластиковые окна, честно постарайся выбить из него какую-то уникальную фишку, вокруг которой действительно можно построить текст.

5. Излечися сам. Не обманывай заказчика: скрытый стеб, незаметные с первого взгляда шпильки, высокомерное отношение к предмету описания - все это запрещенные приемы.

6. Обнаружив, что взялся за заказ, который по этическим причинам выполнить не можешь, не исчезай, а честно откажись. Причину указывать не обязательно, не устраивай аттракцион невиданной честности, можно просто сослаться на общую занятость.

Практика показывает, что основная масса заказов на рекламные тексты совершенно невинна с точки зрения закона и общепринятой морали. Вы не можете лично проверить качество кровли каждого аквапарка. И даже если кто-то, прочитав вашу статью, пришел развлекаться и погиб под упавшей крышей, виноваты не вы, а вороватые строители и хозяева.

Поэтому копирайтеры спят гораздо спокойнее, чем журналисты.

копирайтинг

Previous post Next post
Up