Одна из самых знаменитых картин Ильи Репина была написана по мотивам ставшего известным в XIX веке «Письма запорожских казаков турецкому султану». Репин, много путешествуя по Украине, и делая наброски характерных украинских типов, давно задумвался о создании исторического полотна, в котором бы собралось множество колоритных персонажей. Письмо казаков давало богатую почву для подобных выдумок. Однако, по воспоминаниям самого художника, письмо это, известное ему ещё с младых лет как артефакт скабрезной шутки, было им отчего-то забыто. Только услышав это письмо в зрелом возрасте, будучи в гостях у своего друга Дмитрия Яворницкого, Репин понял, что отыскал, наконец, нужный сюжет для своей картины.
Яворницкий сегодня известен, как один из серьёзнейших исследователей истории Запорожского казачества и, фактически, как человек, заново открывший казаков для истории. Разумеется, Яворницкий консультировал Репина для большей достоверности картины. Его же художник изобразил на картине в виде того самого писаря, который сидит за столом в центре группы казаков.
Официальная версия 1891 года:
В поисках предметов того времени Репин и Яворницкий отправились в окрестности Чернигова, в село Качановка, где местный богач Василий Тарновский по прозвищу «Гетьман» собрал уникальную коллекцию казацкого оружия, одежды и предметов быта. Многие из его экспонатов попали на картину, а сам Тарновский послужил прототипом для задумчивого усатого казака в левой части полотна. После смерти Тарновского его коллекция стала частью Черниговского исторического музея.
Эскиз казака:
Также при написании полотна Репин общался с командующим войсками Киевского округа генералом Михаилом Драгомировым. Известный военный тактик был также большим любителем украинства и старины и с удовольствием согласился позировать Репину. На картине он предстаёт в образе Ивана Сирко - ухмыляющегося кошевого атамана в самом центре полотна, над писарем-Яворницким.
Рисунок казаков:
В поисках типажей Репин заехал и на Кубань. Эта поездка стала поводом для установки в Краснодаре скульптуры, повторяющей композицию картины. «Сей памятный знак поставлен в честь славных предков наших - кубанцев, наследников воинства Запорожского, послуживших русскому художнику Илье Репину прототипами героев картины», - написано на памятнике.
Рисунок украинских крестьян:
Но на самом деле почти всех натурщиков Репин нашёл среди своих знакомых. Среди них были его коллеги-художники, преподаватели живописи и скульптуры, другие представители «богемы». Например, колоритный курящий казак с повязкой на голове - преподаватель батальной живописи Алексей Кузнецов. Сидяший за столом полуголый обладатель шикарного «оселедця» - тоже преподаватель Константин Белоновский. Смеющийся казак в белой папахе - профессор Александр Рубец. Положивший ему руку на спину богато одетый казак - художник Иван Ционглинский. Практически все натурщики Репина по национальности были украинцами, поляками, греками, татарами - собственно, всем тем этническим конгломератом, который и составлял Запорожское войско.
Рисунок казаков:
После написания картины она стала «хитом сезона». Хотя среди нескольких версий казаков первая датируется 1887 годом, она на самом деле является эскизом маслом. Её художник подарил Яворницкому, от него она попала к Павлу Третьякову и сейчас находится в галерее его имени в Москве. Официальная версия картины вышла в 1891 году. Её приобрёл император Александр III и из его коллекции она попала в Русский музей в Санкт-Петербурге. Наконец, третью версию Репин начал писать под влиянием критики историков, которые, посещая его студию, находили много неточностей в его работе. Исторически верная версия датируется 1892 годом и считается незаконченной. Она хранится на родине художника, в Харьковском художественном музее.
Харьковская версия: