«И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Примерно таким образом наши предки 12 веков назад пригласили викингов править славянскими племенами. Но это было, скорее, исключением из общего правила. Обычно викинги брали власть силой, а когда это не удавалось - просто грабили прибрежные поселения.
Походы викингов начались с северной Атлантики, где они десятилетиями терроризировали население современных Бельгии, Нидерландов, Франции, Англии и Шотландии, грабили Лондон и Париж. На Британских островах они основали собственные государства, культурное и правовое наследие которых чувствуется по сей день. Например, область датского права (Данелаг) в Восточной Англии долгое время была самой прогрессивной правовой системой в Европе. Викинги, или, как их называли в Северной Европе, норманы («северные люди»), дали название захваченой ими земле - Нормандии. Раньше она называлась Нижняя Нейстрия, и привлекала налётчиков богатыми монастырями. Франки, устав от набегов, просто уступили вождю викингов Роллону эту территорию. Роллон принял христианство и стал герцогом.
Но и викинги-христиане не смогли отказаться от своего образа жизни - военных походов. Правда, теперь их область деятельности продвинулась далеко на юг вдоль атлантического побережья Европы. Норманны несколько раз отправлялись в походы на арабские земли в Испании, Португалии и Марокко за золотом и рабами. Эти набеги часто оканчивались неудачами, поскольку арабы в то время превосходили в военном деле и европейцев и викингов. Но некоторые рейды были результативны, а особенно в этом отношении прославился вождь Бьёрн Железнобокий, чьи лодки, судя по летописям, доходили до Египта.
Хотя образ викинга в Европе сложился однозначный - жестокий завоеватель и язычник - в самой Скандинавии всё было устроено довольно миролюбиво. Местные жители во многом зависели от моря и его даров, но и землю обрабатывали, если это было возможно. Практически везде власть осуществлялась не единоличной волей короля или феодала, а народными собраниями - тингами. Бытовые вопросы решались на совете старейшин, но выступление в военный поход должен был одобрить тинг. Грозные предводители викингов на родине находились в статусе военных генералов, чья власть распространяется только на дружину. Мужчины, уходившие «на заработки», возвращались с «зарплатой», за счёт которой кормилась его семья.
Разумеется, так долго продолжаться не могло - успешные вожди принимали христианство, основывали на завоёванных землях свои династии, обзаводились дворянскими титулами. Многие талантливые воины и военачальники, поглядев в «командировках» на заморские земли, понимали, что золото из местных сундуков можно увезти с собой, но красоту городов, мощёные улицы, парки и фонтаны, библиотеки и дворцы остаются в Кордобе, Венеции и Константинополе. Викинги массово нанимались на службу к богатым и могущественным королям Запада и Востока.
Но самым дальним и самым странным норманнским походом было завоевание Сицилии. В Южной Италии викинги осели давно в должности наёмников. Со временем некоторые из них получили небольшие земельные наделы. Права же на целый остров выхлопотал себе у Папы Римского ловкий кондотьер Роберт Гвискар (кличка «guiscard» переводится как «хитрец»). Папе было не жалко, поскольку остров давным давно находился под властью арабов. Но Роберт и его кузен Роджер сумели собрать армию, выждали правильный момент, когда три арабских эмира перессорились между собой, и осуществили классическую норманскую высадку в Сицилии. Местное население - православные греки - с большим интересом наблюдало, как католические норманны дерутся с арабами-мусульманами за право хозяйничать на острове.
Норманны основали здесь королевство Сицилия и построили множество замков, а также создали собственный архитектурный стиль - арабо-норманско-византийский. Что касается замков, то они строились по тому же принципу, что и в Англии, Нормандии, Дании: здоровенная башня, окружённая частоколом и рвом, стояла на холме и «властвовала» над местностью. Отсюда норманнские землевладельцы обозревали свой надел и совершали дисциплинарные походы по крестьянам. Разумеется, Гвискар раздал все эти наделы своим норманнским приятелям и родственникам.
А архитектурный стиль «гражданских» построек, действительно, получился необыкновенный. От норманнов ему досталось общее устройство храмов (нефы, разделённые арками), узнаваемые североевропейские фасады, некоторые элементы готики. Арабское влияние заключается в украшении стен орнаментальными барельефами - различными «косичками», ложными арками, узорами, немыслимыми для европейской архитектуры. Норманны повелели создавать в своих замках и дворцах фонтаны и бассейны, как у арабов. Что интересно, обычай властителя иметь гарем была также воспринята первыми норманнскими правителями острова - нельзя расстраивать новых подданых. Византия же оставила свой след в этой архитектуре греческой мозаикой, изображавшей христианских святых в классическом византийском стиле.
Наследие этого смешения культур на Сицилии имеется в огромном количестве. Например, более десятка храмов в Палермо построены в арабо-норманском стиле - Палатинская капелла, Марторана, Маджионе, Сан-Джованни-дельи-Эремити, а также Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (здесь, кстати, служили торжественный молебен по поводу взятия Палермо войсками Роберта Гвискара).
В пригороде Палермо расположен собор Монреале, бывший королевской усыпальницей. Главным его сокровищем являются греческие мозаики, занимающие более 10 тысяч квадратных метров стен. Ещё один «мозаичный» собор находится в городке Чефалу - здесь можно увидеть знаменитого Христоса Пантократора, одно из самых важных изображений Иисуса во всём христианском искусстве.
В провинции Мессина находится монастырская церковь Санти-Пьетро-э-Паоло-д’Агро, сохранившая свой облик с 1172 года, и по которой можно практически изучать все особенности арабо-норманского стиля.
Впрочем, не одними церквями разжились норманны. Так, в Палермо они повелели построить несколько королевских резиденций - Цизу, Кубу и Королевский дворец, который сейчас называют Палаццо Норманни.
Все здания выполены без надзора церкви, а потому более всего похожи одновременно на роскошные арабские виллы, вытянувшиеся по-нормански ввысь для того, чтобы сверху наблюдать за холопами. Этих норманнов - что сицилийских что наших, отечественных, ничем не исправить.