Гэндальф: У меня нет времени на это миленькое занятие - пускать дым кольцами! Мне нужно отыскать сообщника по Приключению, которое я намереваюсь устроить. Вот только трудно найти подходящего.
Бильбо: Что верно, то верно. А в этих краях - так и подавно. Одни неприятности, знаете ли, от этих приключений. Попробуйте-ка заставить кого-нибудь опоздать к обеду - никого не увидите.
«Хоббит, или Туда и обратно». Джон Р. Р. Толкин
Хоббиты в произведениях Толкина - натуральные домоседы. Нет ничего сложнее, чем убедить хоббита покинуть родную деревню. Однако, это удаётся волшебнику Гэндальфу, который отправит Бильбо Бэггинса в опасное путешествие. Во «Властелине колец» миф о хоббитах-домоседах развенчает Фродо, прошедший всё Средиземье. В образах храбрых хоббитов Толкин показывал возможность неуверенным в себе, боязливым людям преодолеть страх путешествия и открыть для себя новый, удивительный мир.
В первом фильме трилогии «Хоббит» Питера Джексона диалог Гэндальфа и Бильбо стал куда более прямым и приобрёл нотку пафоса:
«Скажи мне, с каких пор салфетки и тарелки твоей матушки стали для тебя так важны? Я помню юного хоббита, который все время убегал в лес в поисках эльфов, задерживался там допоздна и среди ночи тащил домой глину, прутья и светлячков. Этот юный хоббит всегда мечтал выяснить, что же все-таки творится за пределами Шира. Мир вовсе не в твоих книгах и картах. Он вон там - за окном».