Архитектура: Мост Алькантара в Испании

Sep 15, 2014 11:50



Дороги - одно из величайших достижений древнего Рима. На обширной территории государства раскинулась опутавшая Европу сеть общей протяжённостью, по самым скромным оценкам, 80 тысяч километров. Практически все современные европейские шоссе и магистрали построены поверх римских дорог или повторяют их очертания. Разумеется, такая транспортная система часто сталкивалась с необходимостью пересекать реки. Наши славянские предки в таких случаях предпочитали методы «бродом» и «волоком», что переводится как «сейчас перетащим, а в будущий год обязательно построим, честно-честно». Римляне не достигли славянских высот развития, поэтому просто строили мосты. Иногда бетонные, иногда деревянные, но чаще всего - каменные.

Всего в Европе сохранилось около 80 римских мостов, 10 из которых находятся в Испании. Среди них особенно выделяется мост через реку Тахо в городе Алькантара. Его длина на сегодняшний день - 181 метр. Как и большинство римских мостов, этот мост - арочный. Шесть его пролётов подняты на 76 метров над руслом реки. Мост был построен между 104 и 106 г. н. э. по приказу императора Траяна. В центре моста находится ещё одна арка, в этот раз - декоративная, подобная триумфальной. На ней выгравированы имя строителя - Юлий Лацер, а также его отчёт о проделанной работе. В частности, исполнитель обещал царственному заказчику: «Pontem perpetui mansurum in saecula» («Это мост будет стоять вечно»).



Алькантарский мост и стоял бы вечно, если бы не люди и их войны. В 1214 году мавры разрушили самую маленькую арку на левом берегу реки. Её восстановили испанцы уже после Реконкисты, в 1543 году, используя камни из того же карьера, который поставлял материалы Юлию Лацеру. Затем испанцы сами были вынуждены подорвать мост, чтобы остановить наступление португальцев. Его починили в 1792 году по приказу Карла III. Впрочем, уже в 1809 году его снова взорвали - в этот раз наступала армия Наполеона. В 1819 году разрушенный пролёт был закрыт подручными материалами, а в 1860 году приведён в первозданный вид.

С тех пор мост не разрушался, и продолжает выполнять свою основную функцию - предоставляет местным жителям путь с одного берега реки на другой. Сегодня Алькантарский мост считается одним из самых хорошо сохранившихся мостов эпохи Древнего Рима и одним из самых выдающихся примеров передовой римской архитектурной и инженерной мысли. Сами арабы, будучи хозяевами этих земель, не могли не отметить красоту и важность моста. Знаменитый путешественник Аль-Идриси причислял его к чудесам света. Город, находившийся возле него, так и был назван - «аль-КанТарах», что значит «Мост».



Что ещё есть в Алькантаре: Безусловно, мост остаётся главной достопримечательностью города, и всё более-менее важное, как-то с ним связано. Так, неподалёку от моста находится прекрасно сохранившийся римский храм. Его построил всё тот же Юлий Лацер из тех же каменных и гранитных блоков, что и мост. Храм был посвящён Траяну. В известной своей религиозностью Испании сохранилось всего два римских храма. Алькантарскому повезло только потому, что после завоевания города он был переоборудован в часовню Святого Юлиана.

А в 600 метрах от моста, вверх по течению Тахо находится плотина местной гидроэлектростанции. Поскольку Тахо является крупнейшей рекой Иберийского полуострова, было бы расточительностью не использовать этот потенциал. В самой Испании туристам сообщают, что водохранилище электростанции является вторым по величине во всей Европе.

река Тахо, мост, Алькантара, дороги, Архитектура, римляне, Испания, мавры, Касерес

Previous post Next post
Up