Древний, говорят - самый древний город на Земле - жаркий и овеянный легендами для любого европейца город Дамаск на самом деле всегда находился в тени других ближневосточных мегаполисов. Рядом были большие, портовые центры Акра и Тир, через которые шла торговля Запада с Востоком и Севера с Югом. Однако, именно Дамаск подарил своё имя, свой «бренд» самому легендарному оружию в истории - дамасскому клинку.
Узорчатая дамасская сталь, говорят, могла разрезать волос или рассечь падающий платок. Дамасские клинки по легендам легко вонзались в тяжёлые доспехи европейских рыцарей и наводили ужас даже на самых храбрых воинов. Дамасская сабля на поясе, богато украшенная золотой росписью и драгоценными камнями - знак важности, силы и власти. Иметь дамасский клинок - большая роскошь даже для арабских и персидских воинов. И, наконец, самое главное - в Европе ни у кого никогда не получалось создать оружие, равное дамасскому клинку. С развитием вооружений значение дамасской стали, как эффективного оружия, постепенно сошло на нет, но декоративное и статусное значение выросло ещё больше. Тем более, что секрет производства дамасской стали был утерян.
Поиски дамасской стали всегда начинаются с Дамаска - здесь, по распространённому мнению, и производили легендарное оружие. Безусловно, кузнецы и оружейники в Дамаске были, как и в любом населённом пункте средневекового мира. Возможно, некоторые сабли украшались именно здесь. Однако, при первом же углублении в тему становится понятно - чудо происходило не в Дамаске. Существуют разные версии того, почему именно Дамаск дал имя оружию. Основной и главной остаётся гипотеза, что впервые силу дамасской стали испробовали на собственных боках рыцари-крестоносцы, пришедшие на Ближний Восток с целью завоевания Гроба Господнего, находившегося в руках нечестивых арабов. Нужно сказать, что Крестовые походы вообще начинались всегда с обещания «закидать шапками». Цвет европейского рыцарства не мог проиграть каким-то диким варварам на верблюдах. Более того, в Христово воинство записывалось и босоногое отребье, считавшее, что один только вид истинного креста обратит арабов в бегство. Всё это шапкозакидательство оканчивалось для крестоносцев довольно печально - арабы всё же сохранили за собой и Палестину, и Сирию, а цвет рыцарства оказался очень даже смертным и пугливым.
Если посмотреть на классический дамасский клинок, то первое, что бросается в глаза - красивые разводы по поверхности металла. Раз за разом получая на орехи от арабского воинства, крестоносцы решили, что всё дело именно в оружии и его таинственном узоре. Некоторым удавалось вывезти дамасские сабли в Европу - оружие было, действительно, превосходное. Однако, умным людям и тогда, и сегодня было понятно, что не дамаском единым побеждали мусульмане. Но кто же отказывается от красивой, всё оправдывающей легенды? Даже в XIX веке представитель европейского романтизма Вальтер Скотт в своём романе «Талисман» поддержал и, фактически, возродил стереотипы и мифы о дамасской стали и ловких, жилистых арабах:
«Его сильно загоревшее под лучами южного солнца лицо с тонкими и, несмотря на загар, изящными чертами заканчивалось густой, волнистой черной бородой, подстриженной с необыкновенной заботливостью. У него был прямой, правильный нос, его глубоко сидящие черные глаза светились пронзительным светом, а зубы по красоте не уступали слоновой кости. Внешность сарацина, растянувшегося на траве рядом со своим мощным противником, можно было бы сравнить с его сверкающей саблей, изогнутой в виде полумесяца, с ее узким и легким, но острым дамасским клинком, так непохожим на длинный, тяжелый готский меч, лежавший на земле рядом с ним. Эмир был во цвете лет и мог бы считаться красавцем, если бы не его слишком узкий лоб и заостренные, худые черты лица, не совсем соответствовавшие европейскому понятию о красоте».
Дальнейшее углубление в тему показывает, что знаменитая дамасская сталь имела к арабам очень отдалённое отношение. Она попала в Сирию из Персии, а туда - из Индии, от местных металлургов. Индийское оружие закупалось ещё римлянами, но в Средние века, особенно с возвышением ислама и образованием единого культурно-религиозного пространства от Средиземного моря до берегов Инда и Ганга, обмен технологией и торговля в Западной Азии достигла небывалых высот. В Индии производство железа изначально находилось на более высокой степени развития, чем в Европе. Индусы пользовались теми же сыродутными печами, что и европейцы, однако раньше поняли свойства низкоуглеродистой и высокоуглеродистой стали. Сталь с низким содержанием углерода - фактически, железо - была мягкой, упругой, хорошо пружинила, но по этой же причине быстро гнулась, тупилась и обладала низкими режущими и пробивающими свойствами. В то же время, высокоуглеродистая сталь была твёрдой и отлично резала то же железо, однако была хрупкой, быстро ломалась и крошилась. Мы называем её чугуном, а в средневековой Европе такую высокоуглеродистую сталь называли «свиным железом». Как видно из названия, она была не в почёте - её чаще выбрасывали, как побочный продукт, не годный для производства или делали из неё что-то совсем грубое и дешёвое, те же наковальни.
Индусы додумались делать «бутерброды» из обоих типов стали - то, что сейчас называется композитом. «Бутерброд» из тонких слоёв обоих типов стали проковывался (это называется «сваркой»), затем полученная пластина складывалась, опять проковывалась, опять складывалась - и так далее, образуя многослойную заготовку. Сталь получалась и твёрдой и упругой одновременно, соединяя достоинства обоих типов. А после полировки на поверхности металла проступали те самые таинственные разводы - результат многослойности. Такая сталь в Индии называлась «укку», но миру она стала известна как «вутц». Именно из такой стали и производились знаменитые дамасские клинки, которые потом продавались на арабский и персидский запад, где ими успешно нарезали европейских рыцарей. Иногда клинок специально «протравлилвали» кислотой, добиваясь ещё более выразительных узоров, наводивших страх и трепет на врага.
Комбинирование двух типов стали при производстве оружия было известно давно. Но у европейцев составные клинки делались по принципу «низкоуглеродистая сталь в середине, высокоуглеродистая - по краям». Такой меч не ломался благодаря упругому железному сердечнику, но стальное и хрупкое лезвие быстро крошилось. Японские мечи, к слову, были тоже составными, но при железном сердечнике лезвие меча было сделано из такого же многослойного металла, как и у индусов, отчего на знаменитых японских тати и катанах присутствуют всё те же разводы.
Из Персии через Среднюю Азию технология «бутерброда» попала и в Россию, где её назвали «булатом». О булатной стали ходили примерно те же легенды, что и о «дамаске», но в целом, оружие из булата, хоть и было лучше всего остального, но до дамасского по эффективности не дотягивало.
Секрет производства был неизвестен ни европейцам, ни арабам. В Европе вплоть до XIX века учёными и кузнецами производились безуспешные попытки «переизобрести» рецепт - ни в лабораториях, ни в кузницах этого не удавалось. На Востоке тоже искали свои объяснения «дамасскому чуду». В частности, в летописи IX века содержится такая инструкция: «Надо нагревать кинжал, пока он не засветится, как восходящее в пустыне солнце, затем охладить его до цвета царского пурпура, погружая в тело мускулистого раба... Сила раба, переходя в кинжал... придает металлу твердость». Но и это не срабатывало. Постепенно массовый спрос на «дамаск» как оружие сошёл на нет, и производство его прекратилось. Имевшиеся в наличии клинки были до предела разукрашены и являлись, скорее, аксессуарами, чем оружием. Отправленные из Индии на Всемирную выставку 1851 года кинжалы из дамасской стали вновь подтвердили мнение об этом материале, как о лучшей оружейной стали и взбудоражили общественность, но ни на йоту не приблизили европейцев к разгадке секрета.
Лишь проведённые в 2004-2005 годах исследования специалистов Дрезденского технического университета показали, что в структуре металла содержатся углеродные нанотрубки и нитевидные нанокристалы из цементита (карбид железа). По словам участника исследовательской группы Петера Пауфлера, эти элементы попали в сталь при кузнечной обработке. Каким же образом?
Как я уже упоминал выше, индусы высоко ценили сталь с большим содержанием углерода. Более того, они изобрели процесс искусственного науглероживания стали - железо вторично «проваривалось» в печи вперемешку с древесным углём и таким образом насыщалось углеродом. Хотя секрет «вутца» считался утерянным с XVIII века, сэр Ричард Бёртон в 1884 году описал процесс науглероживания стали, который он наблюдал в Индии. По его словам, железо помещалось в глиняные чаши вместе с кусками дерева турвард, сверху покрывалось листьями гигантского калотрописа (вид кустарников) и алзиновидного эвольвулуса (вьюнковый цветок). Затем чаши запечатывались сверху глиной и ставились в печь, топливом для которой служили высушенные коровьи лепёшки. После многочасовой варки железа с деревом и листьями глиняные сосуды раскалывали и доставали из них заготовки «вутца», из которых потом и производили дамасскую сталь. Возможно, нанотрубки и нанокристалы попадали в металл из листьев и древесины, а возможно виной всему - коровьи лепёшки.
Так или иначе, Великобритания запретила торговлю индийским металлом ещё в XIX веке. Сегодня Индия - один из лидеров мировой металлургии, и сталь там выплавляется на огромных заводах без лепёшек и листьев, но мечей на заводах не делают. В то же время, индусские кузнецы по сей день остаются востребованными и нужными - они производят кухонную утварь, сельскохозяйственный инвентарь и прочие необходимые в хозяйстве вещи. Кто знает, может быть, один из них попробует сделать для вас настоящий дамасский клинок?
Click to view