Страна мельниц, тюльпанов и некоторых других радостей жизни сегодня кажется нам чуть ли не самым мирным местом на Земле. Однако, Нидерланды прошли свой путь к независимости, полный военных сражений, приобретений и потерь, сопровождавшийся, как обычно в годы войны, ростом патриотизма. Именно такой заказ - патриотичное монументальное полотно - получил Рембрандт Харменс ван Рейн от мэрии Амстердама. Новое здание ратуши (ныне - Королевский дворец) на площади Дам было решено украсить серией картин, и в большом зале, среди некоторых других работ должна была поместиться работа Рембрандта.
Это полотно стало самым крупным в карьере художника - сохранившаяся до наших дней часть холста имеет размеры 2 метра в высоту и 3 метра в ширину, а, судя по эскизу, она была в несколько раз больше. Поздний Рембрандт был довольно мрачен, однако, по свидетельству современников, в этот раз мрачность достигла невероятных, пугающих глубин. Что интересно, эскиз картины был выполнен художником на обратной стороне приглашения на похороны.
Сюжетом для картины художник выбрал строки из сочинений римского историка Тацита, где тот описывает начало батавского восстания (батавы - германское племя, жившее на территории нынешних Нидерландов): «Цивилис пригласил в священную рощу знатных людей своего племени и самых решительных из простонародья, якобы для того, чтобы угостить их ужином. Когда под влиянием веселого ночного пира страсти их разгорелись, он начал говорить, - сперва повел речь о славе своего племени, потом об оскорблениях и насилиях, которые приходится сносить батавам под властью Рима. «Некогда мы были союзниками, - говорил Цивилис, - теперь с нами обращаются как с рабами... Поднимите же голову, оглянитесь окрест и перестаньте дрожать перед громкими названиями римских легионов...» Собравшиеся слушали Цивилиса с большим сочувствием, и он тут же связал их обрядами и заклятиями, полагающимися у варваров в таких случаях».
Эта откровенная беседа под винными парами и последовавшая за ней торжественная клятва запечатлены Рембрандтом в совершенно новой для того времени стилистике. Роща стала у Рембрандта высоким холлом, и огромные, почти полностью пустые и однотонные площади стен, сводов и арок буквально должны были давить на зрителя, заставляя его обратить свой взгляд на центр холста, где и происходило важное событие. Средоточием центра, в свою очередь, стала до абсурда анахроничная корона на голове Цивилиса - единственное место, которое Рембрандт выписывал кропотливо и тщательно. Остальные же участки картины покрыты грубыми, смелыми, «рембрандтовскими» мазками.
Здание ратуши (сейчас - Королевский дворец), в котором должна была быть выставлена картина:
«Заговор Юлия Цивилиса» провисел в ратуше недолго. Он слишком выделялся на фоне других работ. Исторические, да и вообще любые полотна того времени принято было заполнять полностью, создавая нагромождение символов, действующих лиц и прочих деталей - стоит посмотреть на тот же «Ночной дозор» Рембрандта. Огромные однотонные массивы на картине старого мастера, а также ощущение всеобщей обречённости (восстание было подавлено, а сам Цивилис - убит) «выбивались» из общего стиля. Картина никак не подходила для «духоподъёмной» работы.
«Заговор» вернули автору, и он был вынужден искать для него покупателя. Размеры полотна многих отпугивали, и Рембрандт вырезал из картины центральную часть - ту, которую мы знаем сегодня. Купленная шведским коммерсантом, она ещё долгое время переходила из рук в руки, пока не оказалась в коллекции Шведской Королевской академии искусств. В 1782 году Элиас Мартин зафиксировал полотно на своей работе, посвящённой приезду шведского короля Густава III в Академию:
Сейчас «Заговор Юлия Цивилиса» выставлен в Национальном музее Швеции и является «жемчужиной» местной художественной коллекции. Ещё более мирные, чем нидерландцы, шведы ищут в суровом одноглазом предводителе приметы могучего Одина, приписывая картине свой собственный, шведский патриотизм.
Где ещё можно увидеть работы Рембрандта: Огромное количество работ художника было куплено Российской Империей для Эрмитажа в Санкт-Петербурге и хранятся там по сей день: «Возвращение блудного сына», «Даная», «Святое семейство» и другие. Знаменитый Автопортрет Рембрандта выставлен в Национальной галерее в Лондоне. А «Синдики» и упоминавшийся выше «Ночной дозор» до сих пор принадлежат городу Амстердаму и размещены в местном Государственном музее.